Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 41(433) от 30.10.2014

Создатели проблем

Акулы крупного бизнеса таскают невиновных по судам

, 18:35 , Обозреватель отдела Общество

Правовое общество, как известно, зиждется на презумпции невиновности. Но нередко бывает наоборот: не истец доказывает вину ответчика, а ответчику приходится доказывать, что он не виноват. Перескажем пару недавних историй.

Истец спит – дело идёт

В один прекрасный день прошедшего лета один москвич (будем называть его Ивановым) получил заказным письмом не совсем обычное и совсем не прекрасное послание – исковое заявление и повестку в суд. Истец – крупная страховая компания «РЕСО-Гарантия» – требовал сумму, которая ошеломила небогатого москвича: 85 615 рублей 84 копейки. В исковом заявлении утверждалось: «…08.02.2011 по вине ответчика, проживающего выше, произошёл залив квартиры №15, в результате которого было повреждено имущество…» Согласно акту управляющей компании, залив случился из-за «течи сгона» на стояке холодного водоснабжения той квартиры, что принадлежит Иванову.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать его в надлежащем состоянии и соблюдать права и соседей. А значит, говорилось в исковом заявлении, Иванов виноват и должен оплатить соседям стоимость ремонта. Поскольку соседи были застрахованы «РЕСО-Гарантией», фирма возместила им ущерб и теперь требовала эту сумму с Иванова.

Наш герой стал вспоминать, когда же у него произошла «течь сгона» и когда к нему приходили специалисты управляющей компании, чтобы зафиксировать данный факт. Но, как ни старался, вспомнить не смог. И тут Иванова осенило: в указанную дату он ещё не являлся собственником своей нынешней квартиры, не проживал в ней и даже не подозревал о существовании этого дома. Купил он это жильё спустя полтора года после потопа.

Иванов обратился за консультацией к знакомому юристу. «Твоя непричастность очевидна, но не бывает заранее выигранных или заранее проигранных дел, – сказал юрист. – Чтобы повысить свои шансы на победу, тебе необходимо, во-первых, сфотографировать для меня материалы дела. А во-вторых, познакомиться с судьёй и подать ходатайство с разъяснением ситуации, не дожидаясь судебного заседания. Чем быстрее, тем для тебя лучше».

Иванов направился в районный суд. Сперва он отсидел в этой духоте полуторачасовую очередь в канцелярию, где ознакомился с делом. Выяснилось: Иванова назначили виновным на том основании, что районный многофункциональный центр назвал его собственником квартиры в ответ на недавний запрос. С каких пор он является собственником, не уточнялось.

После посещения канцелярии наш герой попытался попасть к судье, но та была в отпуске, и он оставил для неё ходатайство в окошке «Экспедиция». Через пару недель он повторил попытку. Снова отсидел в духоте очередь, желая удостовериться, что его документ дошёл до судьи. Оказалось, ещё не дошёл. Тогда Иванов вручил ей другой экземпляр ходатайства, а также документы на квартиру с указанием даты, когда он купил её. Судья любезно поблагодарила Иванова за гражданскую сознательность и пригласила на заседание через две недели.

Наш герой явился в назначенный день и выиграл дело. Но особой радости по этому поводу не испытал.

«Ещё б я проиграл! – говорит Иванов. – Поразительная небрежность истца достойна ответного иска с моей стороны. Проведённые часы в духоте, вред для здоровья – раз. Потерянное мною рабочее время и премиальные выплаты, которых я из-за этого лишился, – два. Но подавать иск я не стану, поскольку предпочитаю проводить время на работе или с семьёй, а не в судах. Хочу лишь сказать: специалисты такой крупной, и заметим, юридической фирмы должны работать профессионально. Впрочем, может быть, это и есть профессионализм – не проводить расследование, а свалить его на судью и на случайного гражданина. Они-то и укажут виновного. Солдат спит – служба идёт».

Капля в море

В один из дней нынешней осени один обычный москвич (назовём его Петровым) получил письмо от Уральского филиала компании «Мегафон».Письмо это, как в нём было сказано, являлось «досудебной претензией». Утверждалось, что в августе Петров, находясь на Урале и пользуясь сим-картой местного «Мегафона», задолжал фирме 51 рубль. От получения письма до выплаты требуемой суммы у Петрова оставалось 18 дней. В случае если до указанной даты долг не будет погашен, уральский «Мегафон» угрожал стребовать с москвича в судебном порядке сумму побольше – 3487 рублей 5 копеек.

«Я действительно посещал в августе Урал (Челябинскую область) и пользовался услугами местного «Мегафона». И мог задолжать. Поэтому первым моим желанием после прочтения письма было немедленно пойти в банк и перевести фирме требуемые деньги, – рассказывает Петров. – Но чуть позже я обратил внимание на дату заключения договора с «Мегафоном», указанную в письме: 23 декабря 2013 года. Прошедшей зимой я на Урал не ездил – естественно, никаких сим-карт там не приобретал. И соответственно, не заключал никаких договоров. Телефонный номер, который мне приписывается в претензии, также не имеет ко мне отношения. Из любопытства я набрал его и спросил у абонента, в какой город я позвонил. В Когалым – был ответ. Теперь я знаю, что есть такой город в Ханты-Мансийском автономном округе».

Петров залез на сайт уральского «Мегафона» и поведал о своей ситуации онлайн-консультанту. «Отсканируйте заявление со своей подписью и отправьте нам по электронной почте», – посоветовал тот. Наш герой послушался, после чего получил от «мегафонцев» ответ: «Мы не можем принять такой документ. Скачайте с нашего сайта бланк заявления, распечатайте его, заполните, затем отсканируйте и отправьте».

«Я покорно проделал всё это,  – говорит Петров. – Мне ответили, что «заявка принята» и надо подождать. Уже шестой день они молчат – я по-прежнему не знаю, действительно ли задолжал фирме. А тем временем близится крайний срок оплаты, указанный в претензии… В итоге я пошёл в банк и перевёл «Мегафону» деньги, лишь бы не тратить время на судебные разбирательства. Не могу утверждать, что «мегафонцы» рассчитывали именно на это. Или на то, что я не обращу внимания на указанный в претензии номер. Случившееся может быть невинной ошибкой фирмы. Интересно, как часто она их совершает?»

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram