Аргументы Недели → Город М № 33(425) от 04.09.2014

Покупай своё, родное

, 19:08

В Москве собираются открыть магазины отечественных товаров. Так, 8 августа сообщили, что в столице создадут специальные гастрономы, где будут продаваться отечественные продукты. Через несколько часов новость опровергли, и всё же. Какую пользу могут принести городу «национальные продуктовые», выяснял корреспондент «АН».

Необходимость в таких магазинах объяснили просто. В столичных супермаркетах много продуктов из стран, попавших под действие санкций. Пока торговые сети найдут новых поставщиков, пройдёт время. А значит, москвичи не найдут там нужных товаров. Проще всего исправить ситуацию, открыв новые палатки, киоски и небольшие магазинчики. Тем более что их в городе не хватает. А пригласить отечественного производителя к сотрудничеству с маленькими торговыми точками очень просто. Если такие продуктовые магазины приживутся в Москве, то почему бы им не прижиться и в других регионах.

Как обойти санкции

Веский аргумент в пользу «национальных продуктовых» – юридический. Отечественные контрсанкции запрещают ввозить в нашу страну съестное из Северной Америки, Австралии, Евросоюза и Норвегии: мясо, рыбу, морепродукты, овощи, фрукты и орехи, молоко, молочные продукты и ряд других видов пищи. Но, несмотря на всю строгость запрета, зарубежный производитель может легко обойти его и доставить запрещённые продукты в магазины нашей страны – и в первую очередь в московские супермаркеты. Как пояснил юрист Чермен Дзотов, эмбарго распространяется только на страны – производители продовольствия, но «не трогают» государства, которые перепродают «импортные» продукты.

Американской говядине вход к нам воспрещён, а вот бразильское мясо, которое США решили импортировать в нашу страну, на границе пропустить обязаны. А это прекрасная лазейка для всех государств, попавших под санкции: главное – суметь оформить свою продукцию как иностранную. Тогда она благополучно минует российские пограничные кордоны. С этой точки зрения идея создать в Москве магазины отечественных товаров вполне оправданна: если правильно организовать работу таких гастрономов, в них вряд ли попадут запрещённые продукты. Так отечественный производитель укрепится на столичном рынке.

Цена и качество

Однако есть мнение, что национальные гастрономы могут не оправдать себя. Специализированные предприятия нередко поднимают цены – особенно когда становятся монополистами. А если отечественные продуктовые точки вдруг станут социальными? Тогда придётся опасаться за качество товара. Посещая «социальные» супермаркеты, москвичи нередко сталкиваются с испорченным и просроченным товаром. К тому же покупатели предпочитают ходить не в «профильные», а в обычные магазины. А чем меньше в гастрономе посетителей, тем больше там просроченного съестного.

Ещё один интересный факт: если московский покупатель наткнётся на некачественные продукты в крупном супермаркете – он всё равно будет ходить в этот магазин.Товара-то много, всякое бывает. Если же некачественная пища обнаружится в отечественном гастрономе – москвичи немедленно потеряют доверие к новому проекту. И по репутации отечественного производителя будет нанесён сокрушительный удар. Поэтому у городских властей есть только два варианта действий: организовать работу «национальных продуктовых» на отлично или же не открывать их вовсе.

Пробиться на полки

«Магазины с фермерскими продуктами российского производства были и раньше, – вспоминает депутат Мосгордумы Кирилл Щитов. – Но они носили характер некоего эксклюзива, поэтому там были высокие цены. Если же появится сеть магазинов с отечественными продуктами и умеренными ценами, от этого выиграют и потребители, и российские производители. Им, как правило, трудно пробиться на полки к ритейлерам, где всё заполнено импортом».

«Чтобы поддержать национального производителя и привлечь к нему внимание покупателей, можно просто обозначать страну-изготовителя на ценнике, – уверен муниципальный депутат района «Черёмушки» Алексей Гусев. – А заниматься проектами вроде магазинов отечественных продуктов – популизм, не имеющий ничего общего с потребностями людей».

В необходимости создавать «отечественные гастрономы» сомневается и Сергей Собянин. По его мнению, главные задачи на сегодня – качество продукции и доступные цены. Мэру нравится другая идея: организовать ярмарки, где будут продаваться экологически чистые товары. По словам градоначальника, с предложением создать такие ярмарки вышли представители сельхозпредприятий – и столица готова поддержать их инициативу.

Ещё один способ поддержать отечественного производителя – обязать магазины обеспечивать минимальный ассортимент отечественных товаров. Для этого необходимы специальные списки, в которых будет указано, сколько, например, наименований российских конфет должно быть в каждом крупном супермаркете. Подобные правила уже действуют в Белоруссии.

Всё под контроль!

«Идея поддержать отечественного производителя – очень хорошая. Если её правильно реализовать, она хорошо повлияет на экономику нашей страны, – убеждена координатор общественного движения «Рассерженные горожане» Алёна Васенкова. – Положительный пример такой поддержки – ярмарки выходного дня. В сентябре мы планируем рейды по этим ярмаркам. Будем проверять, чтобы там действительно была только фермерская продукция по приемлемым ценам, а не товары от перекупщиков. Будем следить за импортными товарами.

На ярмарках выходного дня фермерам дают ощутимые льготы. Они не платят за аренду, им бесплатно предоставляют тенты для торговых палаток. Поэтому и цена у продуктов на этих ярмарках, как правило, приемлемая. Если подобные льготы будут и у магазинов отечественных товаров, такие гастрономы смогут принести пользу москвичам».

Несмотря на то что качество продукции – вопрос добросовестности производителя и продавца, защитить покупателя от некачественных и просроченных товаров всё-таки можно. Любой человек, увидев некачественный продукт, должен сообщить об этом в Роспотребнадзор.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram