Подмосковные власти грозят ввести квоты на свою сельхозпродукцию. Соответствующая инициатива предполагает, что в сетевых магазинах Московской области 10% товаров будет от регионального производителя. Законопроект обсуждается пока на уровне местных ведомств – Министерства потребительского рынка и услуг и Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
Потеряем качество?
Казалось бы, благодаря нововведению качество не упадёт, а цены на местную продукцию перестанут «кусаться». Но эксперты сходятся в обратном. Сельскохозяйственные товары области могут всё же потерять качество. А стоимость от этого ниже не станет.
Есть и хорошая новость: вышеупомянутый региональный закон будет нелегко принять. Дело в том, что в данном случае придётся пойти против федерального законодательства! А оно гласит, что никто не имеет права препятствовать поставкам в магазины продукции из той или иной области.
«Представьте, если вдруг выйдет приказ брать только якутские помидоры! Но ведь их нет по определению. Что за нелепая попытка регулирования рыночных отношений?! Поставщик-то может быть лучший парень на деревне, а картофель у него будет из Египта», – замечает директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин.
Местные производители качественной продукции и без введения квот смогут иметь спрос и популярность на рынке. У них есть преимущество перед зарубежными. Во-первых, наши сельхозпредприятия выигрывают в качестве. Во-вторых, у них меньше издержек. А это значит, что и цена будет гораздо ниже.
Янки на картошке
Давайте вспомним, как в нашей стране начинала свой бизнес самая крупная на сегодняшний день сеть ресторанов фастфуда. «Когда эта компания пришла в Россию, она использовала почти 100% завозного сырья. Но со временем начинала закупать и растить коров, высаживать картофель в Подмосковье. И вот сегодня тот гамбургер, который вы едите в московском ресторане, почти на 100% сделан из отечественных компонентов», – рассказывает депутат Госдумы, профессор Высшей школы бизнеса МГУ Валерий Зубов.
Введение вышеупомянутых действий больше напоминает лоббирование интересов определённой группы производителей. «Адресное экономическое стимулирование в виде квот означает, что данную продукцию не хотят покупать. Потому что она не соответствует качеству и, как правило, пылится на полках. Но магазин не может заставить потребителя купить что-либо насильно. Поэтому разрабатываются специальные документы, чтобы повысить производительность халтурщиков и халявщиков», – утверждает Зубов. По данным эксперта, у нас в супермаркетах только свинина соответствует стандартам потребления. Ни баранина, ни говядина, к сожалению, не отвечают требуемым нормам. Ну а не дай бог, после вступления вышеупомянутого закона в силу качество областных продуктовых товаров будет заведомо хуже!
Приучать к ответственности
«Сетевые магазины работают по принципу: кто вкладывает больше денег, тех и пускают на прилавки. Власть должна приучать бизнес к социальной ответственности. Иногда фермерам легче договориться с соседними регионами, чем со своим, из-за коррупции», – говорит парламентарий Александр Агеев.
Область могла бы самостоятельно проводить исследования товаров, давать рекомендации. Кроме того, сельскохозяйственная продукция должна проходить через общественный контроль! Некачественный товар можно приобрести и у мелкого частника. «Допустим, он купил три мешка удобрений за наличный расчёт. Рассыпал их на 30 сотках! Понятно, что количество нитратов в его продукции будет зашкаливать. Ну и что?! На рынке можно продать без всякой проверки! Что дальше? Люди купили и отравились! А всё потому, что фермера никто не контролирует», – говорит Грудинин.
А в Европе, представьте, проверяют даже почву, на которой растут овощи и фрукты. Воду и воздух. И только затем даётся заключение на всё производство!
Без посредников
Почти во всех странах власти помогают сельскому хозяйству. В Японии местные органы за счёт собственных средств обязаны создавать оптово-розничные рынки. Доля продовольствия, реализуемого с помощью таких торговых точек в стране, составляет 75%. Это делается для того, чтобы продавец и покупатель «встретились» с глазу на глаз – без лишних посредников. Чтобы цены в магазинах были приемлемыми. В Евросоюзе фермерам власти на один гектар дают от 250 до 500 евро. В Беларуси субсидируют сельское хозяйство путём закупочных цен. Если же государство не выделяет субсидий, то продовольствие становится очень дорогим. За примером далеко ходить не надо. Почему сейчас нет качественного молока по доступной цене? Потому что его никто не субсидировал. Коров стали резать, и молоко подорожало. Почему сейчас более-менее стабильная цена на куриное мясо и свинину? Потому что их долго субсидировали.
В столичном регионе местная, чистая, только что приготовленная продукция дороже, чем замороженная и привезённая из-за границы, да ещё напичканная вредными консервантами!
«У нас сильное разделение между самыми богатыми и самыми бедными. У нас нет среднего класса. Люди считают деньги на еду, – говорит директор совхоза. – А человек приходит за хорошим творогом, у которого срок хранения не две недели, а два дня. И он берёт его немного, но точно уверен, что это качественный продукт, потому что знает, как пахнет настоящий творог».