Аргументы Недели → Город М № 28(420) от 31.07.2014

Андеграунд и «спецназ»

, 18:55

В столичной подземке создаются группы быстрого реагирования. По замыслу, сотрудники новой службы должны будут в случае какого-либо чрезвычайного происшествия – будь то какая-нибудь авария или действия хулиганов – в течение 15 минут решить проблему. Предполагается, что такие мобильные группы, по 10 человек в каждой, будут находиться на каждой станции круглосуточно.

Любопытно, что решение о создании подобных «коммандос» было принято ещё при недавно ушедшем в отставку Иване Беседине. Предполагается, что в штат сотрудников, которые будут днём и ночью следить за безопасностью в столичном метро, войдут уже нанятые работники подземки и вновь подготовленные. Новобранцы перед поступлением на службу должны пройти специальное обучение в Академии комплексной безопасности Московского государственного университета путей сообщения.

Примечательно, что курс подготовки длится всего 72 часа и включает в себя такие дисциплины, как «Обеспечение безопасности на транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Обеспечение безопасности на транспорте при актах незаконного вмешательства».

Чему можно будет научиться за столь непродолжительный курс а-ля «взлёт-посадка», неясно. Для сравнения: обучение на категорию «В» водительских прав (легковые автомобили массой до 3,5 т) положено больше времени – 106 часов теоретических занятий и ещё 50 часов вождения. Видимо, водителем быть сложнее, чем обеспечивать безопасность.

При этом подземный «спецназ» должен уметь решать совершенно разные проблемы – от оказания первой помощи до виртуозного владения «болгаркой», чтобы устранить последствия ЧП. То есть это должно стать такой внутренней службой МЧС.

Если вспомнить количество станций в метрополитене – их 194 на данный момент, то путём несложных подсчётов получается, что в группах быстрого реагирования должны работать почти две тысячи человек! С учётом того что эти сотрудники будут трудиться круглосуточно, штат увеличивается вдвое – неплохая такая «армия».

По мнению лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина, затея выглядит весьма сомнительно: «Это из серии – поставить в каждый подъезд полицейского, чтобы он следил за порядком. Мы всё-таки живём в XXI веке, и нужно внедрять современные технологии контроля, надзора и системы безопасности, а у нас всё время ставка на человеческий фактор. А он не так эффективен. Может, это от большой нужды и проблем освоения и внедрения новейших технологий. Создать такую армию сотрудников вполне реально – только предложите достойную зарплату. Вот только будет ли их работа эффективной? Так что я не уверен, что деньги, которые выделили на создание групп быстрого реагирования, будут потрачены с пользой».

Однако даже в способность набрать такое количество людей верится с большим трудом. В метрополитене далеко не на всех станциях в любое время суток есть сотрудники, которые должны ловить зайцев вместе с полицией. Хотя, казалось бы, вполне эффективные меры по борьбе с «ушастыми».

Бригады «Ух»!

Любопытно, будет ли Дмитрий Пегов, нынешний начальник метрополитена, продолжать подобные начинания И. Беседина? В конце концов, у человека есть реальный опыт по обеспечению безопасности, когда под его руководством создавались досмотровые зоны во время запуска «Сапсанов».

И нужен ли вообще такой огромный штат сотрудников столичной подземке, содержание которой, безусловно, ляжет на плечи налогоплательщиков и пассажиров? Тем более в то время, когда машинисты жалуются на переработки и низкую зарплату. Очевидно, что есть проблемы и поважнее.

Геннадий Гудков, экс-депутат Госдумы и зампред комитета ГД по безопасности, так прокомментировал создание групп быстрого реагирования: «Во многих странах руководство подземки попросту заключает договор с различными охранными предприятиями, и они уже решают все те проблемы, которые могут возникнуть.

При этом они всегда обязаны держать марку, потому что других фирм, которые готовы занять их место, хватает. В тех же Австрии и Германии метрополитен не пытается создать некие свои службы безопасности или другие административные структуры. А у нас это похоже на то, как каждый завод раньше держал при себе в хозяйстве несколько бычков, чтобы потом нарубить с них мяса для своей столовой. В нашей психологии так и осталось – пусть неэффективно, но зато моё. Нужно изучать мировой опыт и не изобретать велосипед».

К тому же непонятно, зачем вообще нужны такие бригады? Для того, чтобы бороться с хулиганами и «зацеперами»? Но у них нет полномочий пресекать различные нарушения. Спе-
циально для этого есть полиция при столичном метрополитене, которая должна и личность хулигана установить, и запротоколировать содеянное, чтобы никто не ушёл безнаказанным. Кстати, не так давно количество полицейских, которые должны обеспечивать порядок на каждой станции, было увеличено. Когда полноценно заработают досмотровые зоны – их штат станет ещё больше.

Ремонтными работами тоже занимаются специальные службы – этим не должен заниматься неподготовленный сотрудник, который прошёл 72‑часовой курс лекций. Зачем ему потом быть козлом отпущения в какой-нибудь очередной аварии?

Про МЧС забыли

А для устранения последствий различных ЧП есть МЧС, которое также живёт на деньги налогоплательщиков и в целом неплохо справляется со своей работой. Вспомнить хотя бы то, что на место происшествия недавней трагедии в подземке спасатели прибыли уже спустя 20 минут после аварии. На службе у МЧС – подготовленные сотрудники, которые проходили длительное обучение, они умеют пользоваться специальным оборудованием и психологически готовы столкнуться с любой проблемой и решить её. Сможет ли некая группа быстрого реагирования быть такой же квалифицированной – терзают смутные сомнения.

Получается, что идея нанять несколько тысяч сотрудников, которые будут уметь делать всё, – это из области фантастики и желания потратить куда-нибудь деньги, а не заниматься реальными проблемами столичной подземки. Такими темпами у каждого ГУПа свои группы быстрого реагирования появятся – можно даже будет между ними конкурсы и учения проводить, с целью: кто круче – коммандос метро или, например, спецназ почты.

В конце концов, пассажирам нужен комфортабельный и безопасный общественный транспорт, а не коммандос, который будет сидеть и ждать своего часа, чтобы кого-нибудь спасти и отработать свои честно заработанные деньги.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram