Утром 15 июля в столичном метрополитене произошла трагедия. В 200 метрах от станции «Славянский бульвар» с рельсов сошёл поезд с пассажирами. По данным на утро 16 июля, погибли 22 человека. В больницах находятся 136 человек, 40 из них в реанимации.
Следственный комитет уже начал разбирательство и, по словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, все версии основаны на техническом сбое, а возможность теракта абсолютно исключена. Мэр Москвы Сергей Собянин пообещал, что сотрудники подземки, виновные в аварии, будут обязательно наказаны и уволены со своих постов.
К сожалению, систематическое наплевательское отношение управленцев метрополитена к важнейшим проблемам подземки (за последние полтора года аварии происходили чуть ли не каждую неделю) аукнулось именно таким страшным образом. Почему-то вместо того чтобы заниматься поддержкой инфраструктуры, начальник метро Иван Беседин постоянно перекладывал вину за сбои на машинистов, которые якобы не умеют водить поезда. Было повышение тарифов на проезд, новые турникеты, десятки новых камер и т.д., но не было самого главного, что обеспечивало бы нормальную и безопасную работу подземки.
Ошибки ничему не учат
В мае этого года в связи с бесконечными авариями заместитель председателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин призвал генерального прокурора принять срочные меры по устранению нарушений. Тогда в столичном метро разгорелся конфликт: машинисты жаловались на неисправную технику, оборудование и утверждали, что их рабочий день превышает все мыслимые нормы, их штрафуют за вынужденное превышение скорости на перегонах.
В итоге действительно были выявлены многочисленные нарушения. А в отношении должностных лиц электродепо были возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 («Нарушение требований пожарной безопасности») и ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ («Нарушение законодательства о труде и об охране труда»).
Однако никакие представления прокуратуры не пугали столичные власти. Мэр Москвы Сергей Собянин ещё в середине мая говорил, что наше метро – самое безопасное в сравнении с западными подземками. А руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов заявлял, что большинство задержек в движении поездов метро происходит по вине пассажиров, которые держат двери поезда и не дают ему вовремя уехать.
«Сколько можно паразитировать на советском наследии, не создавая ничего нового? Да, советское оборудование было качественным, но прошло уже более двух десятков лет! У столичной подземки есть деньги – тарифы повышаются постоянно – но вкладываются они не туда. Надо менять систему, и начинать нужно с кадров», – прокомментировал В. Рашкин.
По мнению лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина, самое неприятное то, что горожане так и не услышали от правительства Москвы и руководства метрополитена анализа причин аварий, которые случались и в прошлом году, и в позапрошлом. Хочется спросить, а был ли этот анализ вообще?
«Никто ничего внятного не рассказал. Дескать, вышло что-то из строя, и на этом всё. Но если регулярно что-то выходит из строя, значит, есть какие-то причины, которые так до сих пор и не устранили! Это говорит о том, что нет прозрачности в важнейших системах жизнеобеспечения города. Профессиональность руководителей должна быть предметом общественного контроля, хотя бы самого минимального. Но у нас же этого ничего нет. Мы буквально сидим на вулкане и гадаем, когда всё это рванёт. Этому ЧП поспособствовал комплекс проблем: от технического состояния метро до подготовки тех же машинистов. Может, мало денег выделяется, а может, эти деньги, как это у нас часто бывает, расходуются куда-то не туда. Мы ничего не знаем и только ждём очередных аварий и новых жертв», – поделился С. Митрохин.
Фанатичное желание столичной администрации пересадить всех автомобилистов на общественный транспорт, который не готов принять такой пассажиропоток, заводит транспортную проблему в Москве в тупик. Пожалуй, сегодня апогеем этой истории стало ЧП, которое унесло жизни нескольких десятков человек. И это ещё не окончательные цифры.
Имитация достижений
Общественник Александр Закондырин, лидер народной партии «Альянс зелёных», говорит, что не надо смотреть на эту аварию как на какой-то отдельно взятый случай – это настоящая техногенная катастрофа и трагедия. По его мнению, она произошла из-за очень старой инфраструктуры подземки и безумной траты денег на метростроительство.
«Марат Хуснуллин, заммэра по градостроительной политике, недавно говорил, что за всю историю московского метро таких темпов строительства, как сейчас, не было никогда. Никому раньше не приходило в голову подключать всё новые станции к старым линиям, которые находятся в плачевном состоянии. Очевидно, что инфраструктура недофинансирована, хотя в целом метрополитен получал огромные деньги. Вот только как расходовал? Никто не тратил денег на инфраструктуру, чтобы сегодняшний метрополитен вообще был способен переварить такой пассажиропоток, который постоянно растёт. Беседин, Ликсутов и Собянин обязаны были прийти к мысли, что при предельной нагрузке на метрополитен будут последствия, от которых зависят жизни двух третей москвичей.
Если посмотреть, сколько у нас денег тратится на благоустройство города и как мало на поддержание инфраструктуры, то складывается впечатление, что у правительства главный тренд – это имитация неких достижений. Жизнь, как в Европе, выборы, как в Европе, всё самое лучшее. Но если заглянуть за этот красивый фасад, то за ним всё гнилое. Надеюсь, что Собянин перестанет смотреть на город как на витрину и начнёт видеть суть происходящего», – выражает надежду А. Закондырин.
Геннадий Гудков, экс-депутат ГД, считает, что вся вина за аварию должна лечь на плечи руководства города:
«Сейчас не сформирована эффективная система управления метрополитеном, и вина за это лежит, безусловно, на градоначальнике. Мы видим регулярные сбои, и мэрия не могла об этом не знать. За последние годы интенсивность движения поездов выросла, но чтобы при этом добиться безопасности, должны быть невероятные чёткость и слаженность работы всех служб метрополитена. Я полагаю, что этого у нас нет. А за чьи-то управленческие ошибки и раздолбайство пришлось расплатиться человеческими жизнями», – говорит Г. Гудков.
По рассказам сотрудников подземки, которые ушли на пенсию, – вся инфраструктура дышит на ладан. Недавняя трагедия только подтверждает эти слова. Власть же всеми силами пытается создать впечатление, будто бы в метро всё хорошо. Хотя на самом деле после ухода с должности начальника подземки Дмитрия Гаева, каким бы он хорошим или плохим ни был, проблем у метро прибавилось.
Депутат МГД от КПРФ Андрей Клычков также отмечает преступно халтурную работу городской администрации:
«О чём говорить, если даже руководство столичной подземки после проведённого в марте 2014 года анализа признало, что уровень обеспечения безопасности пассажиров не соответствует требованиям. Сегодняшняя трагедия – на совести «двоечников» из Московского метрополитена. А аварии будут продолжаться до тех пор, пока должностные лица не будут привлечены к ответственности. За такое не просто увольнять – сажать нужно», – подытожил А. Клычков.
С. Собянин пообещал, что правительство города собирается выплатить по 1 млн. рублей семьям погибших и ещё по 500 тыс. руб. каждому пострадавшему. То есть в целом получается 64,5 млн. рублей городская казна готова отдать, чтобы совесть была чиста. Не случись трагедии – эти деньги кто-нибудь выделил бы на ремонт путей и проводки?
Очевидно, что пока петух не клюнет, все так и будут продолжать полагаться на авось и заниматься далеко не самыми приоритетными вещами, которые обеспечивают пиар. Но петух клюнул, и очень больно. Теперь будут выплачивать компенсации, проведут расследование, естественно, причины устранят, а виновных накажут. И снова заживём в ожидании следующей трагедии? Или власть вместо очередного проекта по растаскиванию народных денег начнёт заботиться о гражданах, которые её выбрали?