У вашего подъезда нет приличной лавочки, машины во дворе паркуются на газоне, а бегать через дорогу без зебры приходится, рискуя жизнью? Так почему бы не попробовать изменить это своими силами? Представители нового общественного движения «Партизанинг» не намерены ждать милости властей – они сами рисуют пешеходные переходы и сколачивают лавочки.
Движение «Партизанинг» появилось в нашем городе несколько лет назад. Сегодня это уличное искусство простых москвичей становится всё популярнее. Как оказалось, многие горожане, недовольные окружающим пространством, готовы взять в руки молотки, гвозди и ведёрки с краской, чтобы сделать родную Москву чище и красивее.
Ручные зебры
Так, жителям одного из столичных домов надоело рисковать жизнью: ежедневно перебегать дорогу с интенсивным движением. «Ни наземного, ни подземного переходов у нас нет и никогда не было, несмотря на плотный поток машин», – рассказывает Валентин. Вместе с другими активными жителями он решил, что зебру можно сделать самим. «Мы взяли белую краску и ночью нарисовали полосы. Насколько я знаю, в Москве уже было несколько таких случаев. До этих пор наши жалобы никто не слышал. А как появился самодельный переход – городские власти зашевелились». Таким образом, зебра у дома наконец-то появилась, и по инициативе властей рабочие переделали её по всем правилам.
Другая группа активистов решила, что помимо зебр в Москве не хватает лавочек. Скамейки ребята сколотили своими руками. Выкрасили их в оранжевый цвет. Сегодня такие места для отдыха появились в разных точках столицы. На скамейках текст: «Эта лавка сделана горожанами для горожан. Нам никто за это не заплатил, и мы ничего не рекламируем. Этот город принадлежит его жителям, и мы вправе делать его лучше сами своими руками.
Пользуйтесь на здоровье. Сделано из качественных материалов, окрашено, но не пачкается. В процессе изготовления деньги были потрачены исключительно на доски, краску, кефир и кексики». Однако яркая жизнь новых скамеек была коротка. Неизвестные перекрасили одну из них в мышиный цвет, а потом её сломали хулиганы. То ли яркие краски так действуют на привыкших к серости москвичей, то ли кто-то не нашёл иного способа выместить свою агрессию после пары бутылок пива. Но активисты не отчаялись. В автобусах и троллейбусах выделили места для мигрантов, трудных подростков и алкоголиков.
По мнению создателей проекта, лавочки после такой акции ломать никто не захочет, а Москва станет спокойнее и толерантнее. Однако стали ли выпивохи и приезжие добрее, увидев приготовленные для них места в автобусе, – непонятно.
Страхстоянка
Следующий проект «Партизанинга» тоже был связан с общественным транспортом. Ребята решили нарисовать свою собственную схему столичного метро, после того как департамент транспорта объявил о необходимости создания новой карты подземки.
От привычной схемы, в которой многие находили ошибки, новая отличалась географической точностью. Создатели изобразили расстояние между станциями максимально реалистично.Этим они хотели заставить москвичей выйти на улицу, ведь до некоторых станций гораздо быстрее добраться пешком. Такие «самодельные» карты были расклеены в вагонах метро, и долгое время их никто не трогал. Наверное, пассажиры принимали их за официальные. Затем активисты переименовали станцию Замоскворецкой линии «Алма-Атинская» в «Братеево», так как первое название давно вызывало жаркие споры среди жителей нашего города.
Ещё один замысел «Партизанинга» был посвящён автомобилистам. За последние 5 лет число владельцев авто в столице увеличилось в два раза. Недостаток парковочных мест на улицах заставляет водителей оставлять свои авто где попало, партизаны сразу решили метить такие машины наклейками с надписью «Штрафстоянка».
«Мой автомобиль тоже пометили этим стикером. Но что я могу сделать, если по всем правилам припарковаться в Москве практически невозможно? Лучше бы эти молодые люди наклеивали свои плакаты на машины чиновников! Нас, автомобилистов, логичнее было бы поддержать, а не пугать этими дурацкими стикерами», – считает Игорь, автомобилист. По его мнению, столичные автовладельцы с удовольствием парковались бы по всем правилам, если бы городские власти предоставили им эту возможность.
Вот ещё случай. Как-то рядом с метро «Маяковская» вместо привычного чёрного силуэта на знаке пешеходного перехода активисты нарисовали тучного человека, шагающего по зебре. Надпись под знаком гласила: «Насыщенные жиры вредят вашему здоровью».
Но можно ли назвать всё это уличным искусством? Скорее всего, понятия «искусство» и «не искусство» всегда останутся субъективными, а ценность увиденного каждый должен определять самостоятельно. И лишь в одном можно быть уверенным наверняка – подобные проекты делают Москву чище, лучше и интереснее.
Только цифры
В этом году в Москве появятся 53 народных парка. Их общая площадь составит 99,62 гектара.
В ближайшее время в столице будет обустроено 27 новых спортивных площадок.
За последнее время в московских парках и скверах уже было создано 108,6 км велодорожек, 33 теннисных корта, 13 футбольных полей и 12 хоккейных площадок.
Москвичи смогут воспользоваться 11 новыми рельефными зебрами. Такие переходы приподняты над дорогой и имеют пологий скат. Эта конструкция позволяет заставить автомобилистов снизить скорость на 18–20%.