У природы, как известно, нет плохой погоды. Но плохие лужи в природе есть – такие, под которыми исчезают целые участки тротуара. Или такие, с помощью которых автомобилисты устраивают пешеходам бодрящий душ. Дождь чиновникам и ДЕЗам в вину не поставишь: не они же льют воду с неба.
Не тот угол
«Проблема непроходимых луж во дворах касается всех районов Москвы, в том числе и центра города, – отмечает Владимир Кузнецов, муниципальный депутат района Замоскворечье, председатель Московской жилищной ассоциации. – Дома и дворы всегда проектируются вместе с ливневой канализацией. Если вы видите лужу – значит, либо «ливнёвка» засорилась, либо асфальт уложен под неправильным углом, и тогда её смысл сводится к нулю. Бывает и так, что малоквалифицированные рабочие, незнакомые с городской инфраструктурой, закатывают ливневые решётки асфальтом, но это исключительные случаи».
«А чего вы, собственно, от меня хотите? – сказал корреспонденту «АН» руководитель одной из московских управляющих компаний. – Гигантский зонтик над двором поставить? Или, может быть, выпустить на улицу армию уборщиц, чтобы они воду тряпками собирали? Поймите: наша функция – обслуживать дом и придомовую территорию. Не мы чистим ливневую канализацию. Не мы укладываем асфальт под тем или иным углом. Это задачи города».
Куда жаловаться
С уважаемым руководителем можно поспорить. Посредничество между жильцами и городскими службами тоже входит в обслуживание территории. Скрепя сердце последний может согласиться с этим, но главная дискуссия пойдёт о том, где именно кончается придомовая территория и начинается двор. Дескать, до этой черты – моя сфера ответственности, а дальше – не моя, чиновничья.
«Те, кто обслуживают дома, всегда хотят свалить свои обязанности на город, поэтому лучше сразу идти жаловаться в префектуру. Не ошибётесь. Либо окажется, что вопрос и правда находится в ведении города, либо вам дадут документ, где будет чётко сказано: это обязанность компании. Тогда её руководитель уже не отвертится», – поясняет депутат Мосгордумы Антон Палеев.
В некоторых случаях действия управляющих компаний наносят ещё больший вред, чем бездействие. «Я был свидетелем того, как ДЕЗ решал проблему по-простому: во дворе открывали люк и сливали воду в колодец. Делать этого нельзя: вода должна течь внутри трубы, а не по кирпичам. В результате колодцы разрушились, пришлось делать капитальный ремонт, – говорит председатель Московского союза ЖСК и ТСЖ Валентин Григорьев. – Что касается луж у самого дома, то не допустить их появления достаточно просто. В Калининграде водосточные трубы уходят под землю, а не доставляют воду с крыш на асфальт, как у нас. Вообще мэрию такие ничтожные вещи не заботят. Там заняты острыми и глобальными вопросами – строительством развязок, расселением ветхого жилфонда. Если вы предложите чиновникам некую «концепцию борьбы с лужами», то они просто посмеются».
А нам всё равно
Равнодушно относятся к проблеме и сами жители. «Мы с коллегами сейчас обходим дворы в связи с близящимися выборами, – рассказывает депутат Мосгордумы А. Палеев. – Недовольств лужами я не встречал. Но это не значит, что такой проблемы нет, – просто жителей в первую очередь заботят другие проблемы, более серьёзные. Между тем сейчас самое подходящее время для таких жалоб: в преддверии выборов префектура реагирует на них довольно оперативно».
Справка «АН»
Водоотводные трубы в столице прокладывают с XVII века. Москва – мировой рекордсмен по протяжённости канализации: свыше 7 тыс. километров (диаметр труб – от полуметра до пяти метров). Вода уходит из города по коллекторно-речной сети. Суммарный сброс составляет 580 млн. кубометров в год.
Аргумент автомобилистов
Если непроходимые лужи на тротуарах грозят в худшем случае простудой, то лужи на проезжей части порой имеют куда более трагические последствия.
«Большие лужи на трассах – это серьёзный риск потерять управление автомобилем, – комментирует Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», депутат Госдумы. – От 20 до 30% ДТП происходят из-за некачественного дорожного покрытия – лужи тоже включаются в эту статистику. К тому же в Москве отвратительно сделаны газоны вдоль трасс: земля с газонов во время дождя попадает на дорогу, и в результате тормозной путь машин увеличивается».