Хождение от бюрократа к бюрократу давно прозвано в народе «хождением по мукам». «Без бумажки ты – букашка, а с бумажкой – человек», – говорилось в советской «Песенке бюрократа», написанной в далёком 1931 году. За последние несколько лет московская мэрия немало сделала для того, чтобы упростить москвичам получение жизненно необходимых документов. В 92 районах и поселениях столицы (из 146) действует служба «одного окна», выдающая самые разные бумажки. Но не все.
Официально службы «одного окна» называются многофункциональными центрами (МФЦ). Согласно сайту Московского комитета государственных услуг, «до принятия правительством Москвы решения о создании МФЦ жители города были вынуждены обращаться в многочисленные, порядка 1200, приёмные органов власти, разбросанные по территории города, зачастую не имеющие условий для обслуживания населения». В какое количество приёмных москвичам приходится обращаться теперь – не сообщается. Подразумевается, что в одну-единственную.
Если взглянуть на Единый реестр документов, подлежащих выдаче в МФЦ, может показаться, будто в него включены все вообразимые бумажки. Кроме часто запрашиваемых документов (вроде социальной карты или свидетельства о приватизации квартиры) реестр содержит такие, которые среднестатистическому москвичу понадобятся едва ли. Разрешение на ввоз сырья животного происхождения, разрешение на проведение выставок и шоу-программ с участием животных, разрешение на провоз тяжеловесных и крупногабаритных грузов по улицам, договор на приём снега…
При этом в реестре не найти столь необходимые пункты, как паспорт, ИНН, свидетельство пенсионного страхования, медицинский полис. «Дело в том, что какие-то бумаги выдаются городскими учреждениями, а какие-то – федеральными, – поясняет сотрудник Комитета государственных услуг Ольга Хаматова. – С услугами городских органов в МФЦ проблем нет. Что касается федеральных органов, то ситуация разнится от района к району: где-то они интегрированы в МФЦ больше, где-то меньше. Это вопрос времени».
Иными словами, положение москвича целиком зависит от того, насколько хорошо в его районе взаимодействуют друг с другом органы власти. Тем горожанам, кому повезло больше всех, в случае смены фамилии или рождения ребёнка достаточно обратиться за документами в «одно окно». Тем, кому совсем не повезло, приходится оформлять каждую бумагу в отдельной конторе. Официальной информации о том, в каких районах многофункциональный центр является самым-самым многофункциональным, нет (чему жители этих районов могут порадоваться, ведь иначе к ним в МФЦ съехалась бы вся Москва). И если паспортный стол, пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования хотя бы подписались под интеграцией в «одно окно», то присоединение налоговой инспекции даже не предполагается.
«Разговоры о службе «одного окна», которые ведутся в течение последних лет, так и остаются по большей части разговорами. Давайте признаем: у москвичей по-прежнему нет возможности прийти в одну-единственную контору и решить там все свои проблемы с документацией, – комментирует депутат Мосгордумы Сергей Гончаров. – Тут не обходится без политики: федеральные органы власти не демонстрируют достаточного рвения во взаимодействии с властями города. А если говорить без прикрас, то федералы ставят себя выше и не считают нужным подстраиваться под какие-то там городские придумки. О переводе федеральных структур в ведение города (для более эффективной интеграции) не может быть и речи, поскольку в этом случае снижается значимость федерального правительства. Избыточная бюрократия препятствует упрощению и ускорению бюрократических процессов, потому что не хочет остаться без работы (если её деятельность можно назвать работой). Я могу понять, когда государство вкладывает деньги в убыточные производства для сохранения рабочих мест в моногородах, но нельзя из таких же соображений держать ненужную армию бюрократов, которые только затрудняют людям жизнь».
Аргумент муниципала
Владимир Кузнецов, муниципальный депутат района «Замоскворечье», председатель Московской жилищной ассоциации:
– Работа «одного окна» осложняется тем, что исполнительная власть не поспевает за инициативами законодательной. Например, внесена поправка в Жилищный кодекс: теперь правом на приватизацию квартиры обладает только тот из супругов, кто не воспользовался им ранее. А департамент жилищной политики по прошествии двух лет так и не выработал регламент для реализации поправки. Соответственно, из-за этой нестыковки «одно окно» направляет человека в департамент.
Если мы признаём государственную услугу именно услугой (а не одолжением), то «одно окно» обязано её оказать. Гражданин в данном случае – клиент, а клиент не должен выслушивать ничьи оправдания.
Аргумент бизнесмена
Артём Тарасов, предприниматель:
– Один из критериев цивилизованности государства – время, которое уходит на открытие фирмы. В Великобритании и США эта процедура занимает десять минут. Приходишь к любому нотариусу и получаешь все документы. У нас же необходимо самому составить документы, отстоять очереди в налоговую инспекцию, в социальные органы, сделать печать, через несколько недель снова приехать в налоговую, чтобы наконец получить на руки долгожданные документы на фирму.