В адрес отечественного бизнеса сегодня звучит масса противоречивых характеристик – от «бандитского» до «стремящегося к честности». Объективно охарактеризовать текущую обстановку порой затрудняются даже сами предприниматели. Как менялась российская бизнес-среда в течение последнего десятилетия? Научились ли игроки рынка жить не «по понятиям», а по закону? Что ждёт бизнес-среду в ближайшие годы? Ответы на эти вопросы корреспондент «АН» искал вместе с управляющим партнёром юридической фирмы «РУЛЬФ» Эмилем ВАДИЯНОМ.
- Эмиль Тельманович, как можно оценить изменения в культуре ведения бизнеса в России, к примеру, за последние 8–10 лет? Иными словами, в какую сторону предпочитали двигаться российские предприниматели – к «понятиям» или всё-таки к правопорядку?
–На мой взгляд, сейчас всё больше предпринимателей приходит к цивилизованным формам ведения бизнеса. Укрепляется понимание того, что ведение дел в белую сегодня выгодно сразу по ряду причин. Во-первых, крайне важен репутационный капитал. Если фирма официально платит зарплату и не уходит от налогов, складывается мнение, что с ней можно иметь дело. Во-вторых, прозрачная отчётность крайне важна для успешного и выгодного сотрудничества с банками и другими кредитными организациями. Кредитор, увидевший понятную и полную картину дел заёмщика, оценивает свои риски как низкие и вполне может пойти на уступки, например в виде сниженной процентной ставки. Наконец, открытость и добропорядочность – залог успеха при участии в тендерах. Конкурсная документация оценивается очень тщательно. «Чёрные» налоговые схемы автоматически исключают участие в борьбе за бюджетные средства, а упускать такую возможность никто не хочет.
– Между тем ещё в начале двухтысячных о российском бизнесе говорили, что заставить его измениться могут только очень сильные потрясения…
– Таким потрясением стал кризис 2008 года. До его начала, особенно в начале нулевых, общий подход был совершенно иным. Повсеместно практиковалась «чёрная» бухгалтерия, а многие даже не помышляли об уплате налогов. Потом ситуация кардинально поменялась: те, кто выстоял, начали массово выходить из тени, и сейчас эта тенденция усиливается.
– Но сохранится ли она, если грянет очередная рецессия, которой нас давно пугают эксперты и власть?
– На мой взгляд, грядущий спад станет хорошим экзаменом для российской бизнес-среды. В относительно благоприятной экономической ситуации, которую мы наблюдали последние три года, «культурным» быть легко. В напряжённые моменты гораздо сложнее оставаться честными. И, к сожалению, некоторые подтверждения тому видны уже сейчас.
– Какие, например?
– В частности, впервые с конца 1990-х выросло число обращений, связанных с подделкой документов. Был период, когда казалось, что подобные вещи полностью ушли в прошлое – как сейчас выяснилось, это не так. Совсем недавно была целая «волна» дел, вызванная изменением порядка корректировки информации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Если раньше обращаться с просьбой о внесении изменений мог исключительно заявитель (директор, учредитель), то теперь это разрешили делать третьим лицам по доверенности. Результатом стали многочисленные попытки «увода» дочерних фирм у некоторых компаний, когда, скажем, их перерегистрация происходила без ведома основного собственника. Например, мы за последние полгода столкнулись с тремя подобными случаями. К слову, отмечу, что рынок, похоже, такой «волны» и сам не ожидал.
– Как, на ваш взгляд, можно и нужно сдерживать подобные негативные проявления?
– Лично я являюсь сторонником достаточно жёсткого контроля со стороны государства. На мой взгляд, предоставление полной свободы, за которую ратуют многие, кончится тем, что бизнес будет делать всё, что ему заблагорассудится. А это вряд ли приведёт к позитивным последствиям.
– Получается, что на внутренние «механизмы сдерживания» в российской предпринимательской среде надежды нет?
–Вопрос довольно неоднозначный. С одной стороны, такие механизмы, безусловно, есть, и в последнее время проявляются довольно чётко. Например, в бизнес-среде на фоне серьёзных позитивных изменений в жизни нашей страны сильно убеждение «я плачу налоги, создаю рабочие места, на своём месте я должен вносить максимальный вклад в развитие государства». Обратите внимание: не из-за страха наказания, а по внутренним убеждениям! Многие «переболели» Западом и хотят строить светлое будущее на родине. Кроме того, в последнее время очень выросла культура ведения переговоров. Времена, когда сложные вопросы решались во время неформальных встреч в ресторанах, практически ушли в прошлое. Сейчас стороны тщательно продумывают аргументацию, взвешивают все риски, прорабатывают контракты до мельчайших деталей. Если не удаётся договориться сразу, начинается кропотливая работа с обеих сторон – и идёт до момента, пока результат не будет достигнут. Словом, все понимают, что лучше потратить время вначале, чем расхлёбывать последствия потом.
– А с другой стороны?..
– С другой стороны, никто не отменял банальную человеческую жадность. Даже западные компании с вековой историей, чопорные и строгие, порой поддаются соблазнам и ввязываются в махинации, если речь идёт о сверхприбылях. Таким образом, полностью полагаться на «внутренние механизмы», по моему мнению, всё-таки не стоит.