Аргументы Недели → Город М № 20(412) от 05.06.2014

Из Лейпцига для Москвы

, 18:27

Столица России и самый крупный мегаполис Саксонии будут расширять сотрудничество в научно-исследовательской, выставочной сферах, производственной инфраструктуре и по ряду других направлений. Причём эти связи рассчитаны на долгосрочную перспективу. Такие оценки высказаны в ходе недавно прошедшего форума «Лейпциг-Москва – 2014».

Накануне этого мероприятия был подписан протокол о двустороннем сотрудничестве между Москвой и Лейпцигом.

А в ходе самого форума были подписаны соглашения о взаимодействии как между Институтом страноведения имени Готфрида Лейбница (Лейпциг) и Институтом географии РАН, так и Германским центром исследований биомассы (DBFZ) и ФГУП «Федеральная энергосервисная компания».Аналогичный документ заключён также между Биомедицинским центром Лейпцигского университетаи Центром живых систем Московского физико-технологического института.

Из первых уст

Лейпцигский обер-бургомистр Буркхард Юнг сообщил: «Многолетний опыт сотрудничества между нашими городами накоплен не только в области выставочной, торговой деятельности, но и в благоустройстве территорий, а также в образовании, медицине. Особое значение в отношениях между Москвой и Лейпцигом занимают связи в сфере культуры, охраны памятников, музейной работы.

Накопленный опыт стороны намерены развивать, договариваясь о новых сферах сотрудничества. Отныне разнообразные товары из Лейпцига – от кастрюль до автомобилей – большими партиями будут поставляться в Москву». Со своей стороны директор департамента внешнеэкономических и международных связей г. Москвы Сергей Черёмин предложил расширить отраслевой спектр связей: «Для столицы РФ весьма интересен опыт Лейпцига, в частности, по развитию профтехобразования, природо-ресурсосбережению, а также логистике. Наибольший интерес у нас вызывает опыт строительства транспортных развязок».

Как «раскупорить» пробки?

По оценкам международных рейтинговых агентств (2013 г.), уровень «проходимости» автомагистралей Лейпцига, как минимум, вдвое выше, чем в Москве. Это объясняется многочисленными и весьма разветвлёнными транспортными развязками в столице Саксонии и, конечно, меньшей загруженностью лейпцигских транспортных артерий по сравнению с московскими. По мнению германского эксперта по вопросам автоперевозок Герхарда Рауба, «крупные мегаполисы всё в большей мере нуждаются в новых инженерных решениях в автодорожном строительстве. Скажем, это могут быть многоярусные эстакады через весь мегаполис либо более компактные и в то же время более вместительные парковки (в основном подземного типа)». Эксперт считает также, что требуется грамотно регулировать объёмы загрузки городских магистралей крупногабаритным грузовым транспортом. В зависимости от общей загруженности автодорог в выходные дни, в часы пик. Иными словами, решение транспортных проблем, как Лейпцига, так и Москвы, должно быть комплексным, а потому не может ограничиваться только сферой автодорожного строительства.

Машины и рояли...

В перечне товаров, поставляемых из Лейпцига в Москву, преобладают легковые авто (преимущественно «Порше» и БМВ). Это около 60% лейпцигского торгового ассортимента в столице РФ. Ещё примерно 20% –товары повседневного спроса: готовая одежда, текстиль, продовольствие, бытовая техника, предметы интерьера. Ещё 20% – это традиционная продукция Лейпцига: музыкальные инструменты, прежде всего рояли и пианино. Кстати, они поставляются в Москву из Саксонии уже более 170 лет. Особым спросом у столичных музыкантов пользуются концертные рояли «Блютнер». Их поставки в Москву возросли за последние 10 лет почти на треть,причём эта классическая музыкальная техника по-прежнему наиболее дорогостоящая в столице РФ.

Треть потребностей коммунально-бытового хозяйства Лейпцига в теплоэнергии с середины 1990-х обеспечивают биоэнергетические установки, работающие на городских бытовых отходах. Что в среднем на 20% удешевляет подачу тепла горожанам. Это направление городского хозяйства развивается со времён ГДР, точнее – с начала 1980-х. Кроме того, как минимум половина общегодового объёма мусора и твёрдых отходов в Лейпциге перерабатывается во вторсырьё, используемое в различных местных отраслях.

По оценкам германских экспертов, если перерабатывать во вторсырьё только отходы, содержащие пластик, то это снизит объём ежегодных отходов в таких мегаполисах, как Лейпциг и Москва, минимум на треть. А использование недоброкачественного продовольствия и пищевых отходов для выработки биогаза или органических удобрений может сократить объёмы мусора в обоих городах более чем наполовину.

В соответствии с достигнутыми договорённостями Лейпциг и Москва продолжат совместные исследования по этим экономически важным вопросам. Представители германской стороны, исходя из своего опыта, считают, что если города и предприятия заинтересованы в ресурсосбережении, то тогда не возникнет проблем с внедрением и биотехнологий.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram