Активисты центра probok.net считают, что в Москве слишком много необоснованно установленных знаков, которые запрещают парковку и остановку автомобилей. Всего эксперты нашли 252 места, где, по их мнению, запрет не нужен. Из них 98 знаков находятся в ЦАО. По мнению замглавы экспертного центра probok.net Андрея Мухортикова, если снять все эти запрещающие знаки, то число парковочных мест в центре столицы увеличится в полтора раза. Департамент транспорта Москвы обещал рассмотреть предложение специалистов и разобраться в ситуации.
Примечательно, что такая проблема появилась недавно – после того, как на московских дорогах решили навести порядок с дорожными знаками. В результате хотели как лучше, а получилось как всегда. За примерами далеко ходить не надо – теперь нельзя стоять на Малой Ордынке, Большом и Малом Сухаревском переулках, Мароновском переулке, на Малой Якиманке и многих других местах. При этом, казалось бы, теоретическая возможность припарковаться на этих улицах никак не мешает ни пешеходам, ни организации дорожного движения. Девять-десять метров проезжей части оставляют возможность сделать двустороннюю стоянку.
В городе и так хватает проблем с парковочным пространством, а запрещающие знаки разрешению сложной ситуации никак не способствуют. Теперь водителям зачастую приходится не только судорожно искать, где бы поставить свою машину и не уехать на другой конец города, но и вынужденно нарушать ПДД. Впоследствии автомобилист из-за странной логики ГКУ «Центр организации дорожного движения», которое принимает решение о расстановке знаков, вынужден заплатить штраф 3 тыс. рублей и добавить ещё
3–7 тыс. за эвакуацию машины, если совсем не повезло.
Впрочем, не все придерживаются идеи создания большего числа парковочных мест и тем более в центре Москвы. Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, так прокомментировал инициативу экспертов probok.net:
«То, что есть определённый дефект в установке знаков и их устаревшая дислокация, – это правда. Мне понятно желание, активистов probok.net, вот только попытка создать больше бесплатного парковочного пространства противоречит разумной городской транспортной политике. Да, бороться с дефектами, конечно, нужно. Но не надо ставить во главу угла идею создать больше стоянок. Наоборот, в центре города ситуация с парковкой должна быть жёсткой и дорогой. Без этого ни один автомобильный город, к сожалению, не живёт», – рассказал М. Блинкин.
Определённые неудобства для передвижения в центре города на автомобиле – это палка о двух концах. С одной стороны, действительно от платной парковки определённый результат есть – пешеходам теперь можно пройти по тротуарам и транспортный трафик в центре немного снизился. Однако настораживает то, что нет адекватных альтернатив для тех же жителей ЦАО. В Москве зарегистрировано около 4,5 млн. автомобилей, а мест для стоянки в городе в два раза меньше. И резкого увеличения парковочного пространства не предвидится. Скорее следует ждать новые запрещающие или ограничивающие меры.
«Денежный» знак
По мнению Вячеслава Лысакова, депутата Госдумы и лидера Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия», проблема нехватки мест для парковки – не единственное, чего стоит бояться.
«В Москве часть функций ГИБДД перешла в руки городской власти. В частности, штрафы за стоянку и парковку в неположенном месте. Уже даже объявляют о своих притязаниях на штрафы, которые фиксируются при помощи приборов фото- и видеофиксации. Однако столица, как и другие регионы, рассматривает эти средства только в качестве пополнения своего бюджета. То есть нет цели как-то уменьшить число различных нарушений ПДД. Наоборот, всё делается для того, чтобы эти нарушения были. И как следствие: попросту пополняли казну города. Например, у нас есть «Парконы», платная эвакуация на другой конец города, но нет парковочного пространства», – поделился В. Лысаков.
По сути, сейчас складывается ситуация, когда в одних руках и организация дорожного движения, и контроль, и санкции. А это напрямую способствует зарабатыванию денег. Местная администрация может начать воспринимать это как станок, который печатает рубли. И при этом нет никакого стимула делать что-либо полезное для города: отменять старые или неактуальные знаки, организовывать парковочное пространство и т.д.
За примерами далеко ходить не нужно. Например, на улице Весёлой в районе Царицыно происходят нешуточные дела. Там из-за запрета на парковку местным жителям порой приходится ставить машину на платную стоянку у метро. Очевидно, для того чтобы перехватывающая парковка рядом с подземкой пользовалась спросом, были поставлены запрещающие знаки. Тариф 10–20 рублей за час, конечно, не такой, как в центре города, но всё равно местным жителям неприятно. Да и жителям Подмосковья занятые места явно радости не добавляют. Хотя какое дело до эмоций простых граждан, когда цель – обеспечить круглосуточную наполняемость платной парковки?
При этом в обозримом будущем ситуация радужной не выглядит. Известно, что столичные власти готовят к сентябрю проект из 117 плоскостных парковок. Заранее говорится о том, что 57 стоянок появятся в спальных районах Москвы. Все они будут рассчитаны на местных жителей, которым повезёт или не повезёт жить поблизости с такими парковками. И конечно, они будут платными. Радует хотя бы то, что они будут дешевле, чем в центральной части города. Если власти рассматривают это решение как создание некой альтернативы для жителей города – почему бы и нет. Но если в корыстных целях будут вводиться очередные запрещающие меры – это попросту очередная попытка содрать денег с горожан.