Начальник столичной подземки Иван Беседин, похоже, нашёл причину частых сбоев в работе метрополитена. Согласно результатам масштабной внутренней проверки, которая недавно завершилась, в нарушении движения поездов виноваты машинисты. Как сообщили в службе безопасности метро – произошло «резкое снижение уровня дисциплины среди работников метрополитена».
Результаты проверки
Вот типичные случаи нарушений, которые выявила проверка: проезд знака «остановка первого вагона и игнорирование светофора с запрещающим показанием». Однако непонятно, почему разбор нарушений был проведён только сейчас. Дело в том, что ещё полгода назад независимый профсоюз работников Московского метрополитена говорил о том, что уровень подготовки работников подземки пока оставляет желать лучшего.
Дело не только в недисциплинированных машинистах. Например, для теоретических занятий не хватает учебных пособий.А переподготовка на новые составы занимает не больше пяти дней. Это очень мало! Плюс ко всему увеличилась рабочая смена. До сих пор не хватает квалифицированных специалистов. Поэтому вместо шести часов работник сидит в кабине все восемь, а то и девять. Вышеперечисленные грубые нарушения не могут не сказаться на безопасности движения.
К сожалению, меры, которые были предложены по результатам проверки, недостаточны. Можно для острастки показательно уволить нескольких машинистов или инструкторов. Но на безопасности это не отразится. Можно организовать дополнительные технические и практические курсы. Главное, чтобы эта учёба опять-таки была правильно организована. А не только для галочки.
Без премий
Сейчас машинистов лишают премий буквально на каждом шагу: немного превысил скорость в туннеле, проехал на красный свет, нарушил правила подачи высокого напряжения – получай штраф. Соблюдать нужно минимум 55 инструкций. Но всех не уволишь. Уже сейчас вместо положенных двух машинистов в кабине сидит только один. Где будут набирать новых, непонятно. И как их станут готовить? Опять по принципу «взлёт-посадка»?
По планам И. Беседина, с 2015 года в столичной подземке могут начать курсировать первые поезда-«беспилотники».Автоматика сама будет следить за соблюдением всех правил безопасности. Может быть, поэтому начальство решило свалить всю вину на машинистов и заодно подчистить кадры? Одно неясно: сколько аварий может случится из-за бездарного менеджмента?
Чья вина?
Даже при устаревшей инфраструктуре попытки свалить на машинистов всю вину за сбои выглядят нелепо. Какую логическую цепь можно провести между проездом мимо знака «остановка первого вагона» и постоянными «неисправностями подвижного состава». Нельзя, однако, всё списывать на низкую дисциплину среди машинистов. От них не зависят разрыв автосцепок, задымления и многое другое. С начала года произошло минимум 10 аварий. Но не все из них случились по вине метрополитена. Например, подтопление на Арбатско-Покровской линии. Или история со сваей, которую вбили в туннель. Вот как ситуацию с постоянными ЧП в метро прокомментировал заместитель председателя ЦК КПРФ депутат Госдумы Валерий Рашкин.
«Как можно так строить, чтобы пробить сваей тоннель метро?! Это что за нанотехнологии? Выходит, что на таком важнейшем стратегическом объекте не соблюдаются основополагающие нормы безопасности и современные технологии!», – говорит В. Рашкин.
И как же понимать бравые заявления заместителя мэра по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова о том, что сбоев в метрополитене стало меньше на 44%?!
На самом деле видны системные ошибки в плане технического обслуживания.
Бесплатный Wi-Fi, напольная система навигации, досмотровые комнаты – это, конечно, здорово. Однако общественный транспорт прежде всего должен обеспечивать быстрый, безопасный и комфортный перевоз пассажиров. Если с комфортом, кроме часа пик, всё более-менее прилично, то быстрота, безопасность и надёжность – явно стали исчезать.