Власти Москвы планируют расширить сеть единого подрядчика по ЖКХ. Очевидно, что эксперимент с ГБУ «Жилищник», который начался в июле 2013 г., вызывает у мэра столицы Сергея Собянина положительные оценки. Как следствие – ещё 37 районов Златоглавой пополнятся отделениями ГБУ уже в этом году. С учётом того, что столичные власти контролируют около 80% всего жилого фонда в городе, эксперты ожидают, что в 2016 г. частные управляющие компании могут совсем исчезнуть с рынка ЖКХ.
Вдобавок ко всему ГБУ «Жилищник», который будет создаваться на основе ДЭЗов, получит в своё распоряжение не только дома, которые за ними закреплены. В зону ответственности новой госконторы лягут дворы и внутриквартальные проезды. Соответственно, они будут отвечать за их уборку, покраску тех же скамеек и т.д.
При этом важное отличие и преимущество ГБУ, по мнению чиновников, в том, что эта организация сама заказывает все работы и сама же их исполняет. То есть ей не нужен будет никакой сторонний подрядчик и не нужно объявлять конкурсы. Вероятно, стоит ожидать чего-то в стиле «мы подумали, и я решил». Впрочем, С. Собянин считает, что такими мерами можно добиться более высокой ответственности за проделанную работу, а также повысить качество услуг и сэкономить бюджет города. Плюс ко всему ещё и подстегнуть здоровую рыночную конкуренцию.
Ещё один немаловажный «пиар-ход» ГБУ «Жилищник» заключается в том, что у них есть установка – брать на работу только жителей Москвы и области, а также граждан РФ из соседних регионов. Возможно, то самое предвыборное обещание С. Собянина сократить число гастарбайтеров в городе решили выполнять именно таким способом. Определённые плюсы от этого, конечно, есть. Повышается прозрачность в выплате тех же зарплат, например, уровень безработицы снижается. Кроме того, не нужно постоянно спорить с жителями разных районов, которые недовольны строительством общежитий для мигрантов из Средней Азии, занятых в сфере ЖКХ.
Кто работать будет?
Однако такой эксперимент – брать на службу только граждан РФ – не всегда выдерживает проверки суровыми реалиями. Некоторые уже существующие ГБУ смогли легко набрать себе полный штат работников. При этом заверяют, что от звонков соискателей отбоя нет. А в другом «Жилищнике», который организовали в Северном Медведково, планировали набрать 1777 сотрудников. Но в конце января в их распоряжении было всего лишь 212 человек. Штат оказался неукомплектованным, и поэтому многие работы всё равно продолжали заказывать у подрядных организаций. С учётом того, что к 2016 г. такие ГБУ будут чуть ли не в каждом районе, возникает вопрос – не станет ли этот «козырь» – брать только россиян – мешать в наборе сотрудников? И не будут ли ГБУ, которые должны и сами работы заказывать, и сами же их исполнять, искать помощи у всё тех же подрядных организаций?
При этом планы столичных властей этим не ограничиваются. Чтобы «Жилищник» стал действительно самостоятельной структурой, которая не обращается за помощью к частным компаниям, было принято решение выделить 17 млрд. рублей на закупку уборочных машин. На эти деньги будут взяты в лизинг 2458 единиц различной техники. Поступать в распоряжение ГБУ они начнут уже в мае. Среди них 400 мини-погрузчиков, 618 плужно-щёточных уборочных машин, 640 самосвалов и 800 машин мелкой уборочной техники – «вакуумных пылесосов». И это только в 2014 году. В будущем автопарк, который будет принадлежать городу, станут расширять.
Кроме того, ГБУ «Жилищник» заключил соглашение о сотрудничестве с рядом столичных колледжей, чтобы привлекать выпускников профильных учебных заведений. Заинтересовать профессиональных маляров и кровельщиков должны зарплаты от 30 тыс. руб. с полным соцпакетом и возможность получить жильё в общежитии.
Частников сметут?
Превосходство над управляющими компаниями выглядит весьма серьёзным. Однако здесь важно, чтобы деятельность этих ГБУ была под контролем у столичных властей. Казалось бы, теперь, когда нет никаких конкурсов, когда работу заказывает и выполняет одна и та же структура, может начаться настоящая вакханалия с распилом бюджетных денег. Сами придумали поставить условную скамеечку за 10 тыс. руб., сами же и купили втрое дешевле. А по документам же она действительно может стоить непотребных денег.
При этом С. Собянин заявляет, что решение жильцов в выборе между частной управляющей компанией или ГБУ должен быть добровольным.
«Те граждане, которые хотят работать с коммерческими компаниями, пусть работают с коммерческими, те, кто выбирает государственные, пусть выбирают государственные. Мы должны конкурировать не административным ресурсом, а качеством работы», – сказал С. Собянин на совещании по оперативным вопросам в конце февраля.
Впрочем, многие считают, что в действительности будет происходить ровно наоборот. Достаточно вспомнить, как решался вопрос с торговыми палатками. Сначала тоже сносили только те, которые стоят незаконно. А потом при помощи административного ресурса начали их планомерно сокращать. Таким административным инструментом для выведения неугодных управляющих компаний может стать система лицензирования, которой не было и пока ещё нет. С одной стороны, создавать её надо было намного раньше, а не по ходу дела. С другой – если не ввести, то ЖКХ останется в том же плачевном состоянии.
Усидеть на двух стульях
Во многом именно из-за того, что правила игры не были адекватно сформулированы ещё в самом начале, – мы имеем то, что имеем. Как результат – в этой сфере бизнеса сразу же начали появляться родственники и знакомые чиновников, которые были владельцами подрядных организаций. Логично, что именно они и выигрывали все конкурсы. Понятно, что в таких условиях сложно добиться нормальной конкуренции.
По мнению Александра Закондырина, заместителя председателя муниципального собрания Войковского района, в любом бизнесе должны быть чёткие и долгосрочные правила игры. Если мы выбираем какую-то долгосрочную модель, то должны её придерживаться. Если у неё вдруг появляются недочёты, то их нужно исправлять, а не отказываться от модели вовсе. Тогда бизнес сможет развиваться. При этом, чтобы он вышел на самоокупаемость, необходимо 3–5 лет.
«Мы это проходили уже неоднократно. В СССР была единая госструктура, которая сейчас, видимо, восстанавливается в виде ГБУ «Жилищник». Не уверен, что монополизация рынка пойдёт всем на пользу. Есть сомнения, что чиновники смогут одновременно и регулировать все процессы, которые происходят, и заниматься развитием услуг. А с работой на два фронта – жилой фонд и дворы – они могут просто не справиться», – рассказывает А. Закондырин.
Получается, что такая модель удобна чиновникам, чтобы всеми работами занимался один центр. Тогда им бы не пришлось ставить сторожа к каждой управляющей компании. Однако непонятно, какую проблему решит ГБУ «Жилищник» для конечного потребителя. На данном этапе, пока в сфере ЖКХ творится полный бардак, простой горожанин вряд ли заметит какие-то серьёзные изменения. В последнее время всё чаще видно, как жильцы сами организовываются, чтобы собрать деньги на ремонт подъезда или установку видеокамер. Потому что помощи ждать особо не от кого.
И даже если мэр говорит о том, что это всего лишь альтернатива частным компаниям, нужно понимать, что ГБУ «Жилищник» теперь появятся везде, попутно выдавливая коммерческие структуры. Тем более нельзя исключать, что всё это будет в добровольно-принудительном порядке. Но поможет ли это как-то развитию рынка ЖКХ – большой вопрос.
Не сказать что рыночная модель единственно правильная и идеальная (только в прошлом году управляющим компаниям было вынесено 17 тыс. предписаний за различные нарушения), а ГБУ «Жилищник» – это плохо. И там, и там есть свои минусы и плюсы. Просто необходимо выбрать какой-то один вектор развития и его придерживаться. А не менять всё раз в пять лет. Такими методами просто невозможно сделать так, чтобы люди привыкли к определённой системе взаимоотношений.