В Москве в Измайловском проезде расположен Центр циркового искусства, репетиционная база, где готовят и выпускают программы для всех цирков страны.
Дома стены помогают
Мало кто знает, что 95% артистов Цирка дю Солей – наши соотечественники, подготовленные в Москве. Обидно за державу. Однако эта ситуация не безнадёжна: артистам в столице сейчас стали постепенно повышать зарплату и гонорары. Говорят даже, что некоторые «перебежчики», узнав об этом, уже вернулись домой в столицу. Любой цирковой коллектив теперь обеспечен работой на весь год, и необходимость уезжать за границу отпала.
«Наших исполнителей никто никогда не заменит, с ними не могут конкурировать даже китайцы – лучшие жонглёры и гимнасты», – утверждает директор Росгосцирка Фарзана Халилова.
С прошлого года отечественные коллективы стали приносить доходы. В Москве, как известно, работают два манежа – на Цветном бульваре и на проспекте Вернадского. Программы для них также готовятся на репетиционной базе в Измайлово, причём таким образом, чтобы номера не повторяли друг друга. Например, если на Цветном бульваре должны выступать морские животные, то в Большом цирке будут работать хищники.
Репетиционная база – это уникальное предприятие. Сегодня она требует большого ремонта. Для дальнейшего развития сегодня ей необходимо 30–40 млн. рублей. Чтобы понять важность этого объекта, стоит отметить, что один номер должен отрабатываться здесь от одного года до пяти лет. А для каждодневных упражнений нужна очень хорошая современная площадка.
Золото цирка
Для тех, кто не знает, билеты в цирк на Вернадского стоят от шестисот до полутора тысяч рублей, в то время как вышеупомянутый Цирк дю Солей берёт со зрителей – от 3 до 6 тыс. рублей. Российское правительство вкладывает средства в этот вид искусства, поскольку понимает, что за ним – будущее, потому что это любимое народное зрелище. И поэтому оно носит социальный характер. Поднимать цены на билеты невозможно, иначе сюда не смогут приходить малообеспеченные семьи. Для детей-инвалидов вход на все представления бесплатный. Могут ли этим похвастаться западные цирки?
А вообще только за один год Росгосцирк создал 25 новых и 30 восстановленных номеров. На Международном акробатическом фестивале в Китае воздушный гимнаст Владимир Милейко получил золотую медаль. Представление «Удаль молодецкая», которое подготовила группа «Русская палка», завоевало в Будапеште серебро, «Партерный полёт» Максима Добровицкого взял серебро в Монте-Карло, а «смешанные хищники» Шарокаловых выиграли золото на конкурсе во французском Масси. Для того чтобы привлечь зрителей, в том числе и молодёжь, в Центре циркового искусства придумывают новые программы. Об одной из них нам рассказал Андрей Вавилов, заслуженный артист России: «Мы задумали представление, которое стилистически напоминало бы молодёжную, уличную субкультуру. Называется оно «Шоу-тайм». Для этого меняется сцена: всё пространство разрисовывается граффити, убираются всякие барьеры. Площадка расширяется. Главный лозунг звучит примерно так: «Не стремись на телевидение, ведь звездой ты можешь стать на улице!»
На арене будет невообразимое: фонтан, бары, где будут работать жонглёры, в воздухе – гимнасты, летающие мотоциклисты, танцовщицы варьете. Прямо с экрана к людям выйдет герой фильма и продолжит свою игру уже на сцене. Многим киноманам это напомнит сюжет картины «Роза Каира», но режиссёр задумал выпустить в реальный мир «людей в чёрном». Интерактивность действия здесь точно будет обеспечена».
День Победы
В этом году Росгосцирк планирует выпустить несколько крупных программ. Но ведь новое – это подчас и хорошо забытое старое, и традиции советского цирка всегда сослужат добрую службу молодым артистам. В этом году будет воссоздан уникальный конно-акробатический аттракцион «Русская тройка», который исполнялся труппой под руководством Николая Хомякова. В восстановленном номере можно будет увидеть жонглирование, живых медведей, акробатику и прочее. За границей к этим видам шоу сейчас очень большой интерес.
К 70-летию Великой Победы готовится проект под условным названием «Дорога». В его основе лежит путь страны. Этот спектакль подразумевает несколько исторических блоков: реформы Петра I, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства, покорение космоса и современная Россия. Некоторые выступления наверняка будут вызывать у зрителей сильные эмоции. Так под исполнение знаменитой песни «Алексей, Алёшенька, сынок» сидящая в зале женщина неожиданно узнаёт на экране своего сына. Выбегая из экрана, Алёша бежит к своей матери и подхватывает её на манеже. Финал этого художественного блока станет символичным – он будет повторять знаменитые исторические кадры: поверженные фашистские знамёна у стен Кремля.