Московские власти готовятся выставить на торги 39 столичных кинотеатров, которые принадлежат городу. Планируется, что приём заявок на участие в аукционах начнётся уже в марте.
По словам руководителя Департамента городского имущества Москвы Владимира Ефимова, кинотеатры будут формировать в лоты по 3–5 штук. После продажи судьба у этих зданий может быть разной – чиновники допускают, что 70% помещения каждого из некогда легендарных кинотеатров может быть отдано под торговлю.
Впрочем, это уже не первая попытка городских властей продать культурные объекты. В конце 2013 г. Департамент городского имущества выставил на аукцион 10 кинотеатров двумя лотами. В первом лоте были «Волгоград», «Орбита», «Солнцево», «Экран» и «Рассвет» по цене 1 716 529 693 рублей. Второй состоял ещё из пяти кинотеатров: «Электрон», «Волга», «Киргизия», «София» и «Бирюсинка», их уже могли приобрести за 3 136 040 397 рублей.
По условиям продажи 30% помещений каждого здания инвесторы обязаны были оставить под культурно-просветительскую функцию. Остальные 70% – под спортивно-рекреационную. Это означает, что если лоты были бы проданы, то только треть здания мог бы занимать кинотеатр. А остальную площадь – фитнес-центры, клиники. При этом сохранность кинотеатров никто не гарантирует. Потому что под «культурно-просветительскую деятельность» подпадают и всевозможные выставки, музеи, кружки по интересам…
Однако инвесторы сочли такое предложение властей непривлекательным. Мало того, что здания разбросаны по разным районам Москвы, так ещё и цена кусается. Плюс нет никакой возможности выкупить несколько кинотеатров или только один – исключительно лот целиком. Заместитель руководителя Департамента имущества Владимир Погребенко объяснил это тем, что город заинтересован, чтобы эти объекты были востребованы. Как результат – первые торги не состоялись, так как желающих поучаствовать в аукционе не нашлось.
После «разведки боем» Департамент городского имущества говорит о том, что готов продать этой весной 39 кинотеатров. При этом 15 в течение одной-двух недель будут сформированы в лоты и выставлены на торги. Какие конкретно – пока неизвестно. Стартовую цену тоже планируют снизить, потому как чиновники считают именно её главной причиной провала аукциона. Теперь чиновники после продажи здания позволят забрать до 70% площади кинотеатра под торговлю. Это должно повысить интерес у инвесторов. Однако формирование в лоты по 3–5 зданий говорит только о том, что власти продолжают придерживаться сотрудничества с крупными игроками.
Как бы «Родину» продать
А где же простые люди будут смотреть кино, в том числе и отечественное, за которое так бьются в Министерстве культуры? Среди выставленных на торги: «Ладога», «Прага», «София», «Орион», «Орбита», продаётся даже «Родина». Многие из них находятся в шаговой доступности от метро и в районах с плотной жилой застройкой. По условиям декабрьского аукциона эти кинотеатры можно было снести. Значит, у горожан останется единственный вариант сходить в синематограф – в один из многочисленных ТРЦ. Многие эксперты говорят в поддержку принятого решения. Так как выставленные на торги объекты были построены ещё в СССР и делались с одним залом по 600–700 мест. Сегодня такой зал не смог бы заполниться даже вечером. Поэтому большие залы поделили. Это позволяет и фильмов одновременно больше показывать, и деньги зарабатывать.
Однако для самих кинопрокатных компаний показ фильма составляет лишь 40–60% прибыли. Львиная доля дохода поступает от торговли в кафе и барах. Так что попкорн – это действительно половина успеха кинотеатра. Поэтому кинотеатры чувствуют себя безопасно в плане дохода именно в ТРЦ, где всегда есть большое количество людей, которые, даже не планируя поход в кинотеатр, могут увидеть рекламный щит с новым фильмом и купить билет на сеанс. В отдельные кинотеатры люди идут, если действительно есть цель посмотреть какой-нибудь фильм.
По мнению исполнительного директора «Фонда кино» Антона Малышева, продажа большого количества кинотеатров в столице не станет катастрофой.
«На мой взгляд, в Москве мест, где посмотреть кино, точно хватает. Очевидно, что сейчас такие крупные кинотеатры используются не совсем верно, и город ищет инвесторов, которые дадут зданиям вторую жизнь. Хуже будет, если эти кинотеатры так и будут дальше стоять полупустыми. Но большой вопрос – найдётся ли на них покупатель?» – рассказал А. Малышев.
Имитация бурной деятельности
Вопрос с покупателем не праздный – Москва уже не первый год ведёт политику приватизации объектов, которые городу якобы не нужны. Логика понятная – власти должны заниматься управлением столицы, а не бизнесом. Тем более что практика показывает – частный сектор эффективнее использует и управляет имуществом, чем любой государственный сегмент.
Однако, по мнению члена московского отделения «Опоры России» Дмитрия Несветова, власти занимаются не приватизацией городского имущества, а активно её имитируют. Это касается как непрофильного городского имущества, в том числе и кинотеатров, так и исполнения закона о малой приватизации.
Д. Несветов рассказал, что предприниматели уже не раз сталкивались с тем, что чиновники выставляют имущество на аукционы по совершенно непотребным ценам. Когда придумывают стоимость, они отталкиваются от кадастровой оценки земли и имущества. По этому поводу тоже было много споров. Стоимость некоторых объектов подтянулась к рыночным ценам. Но в целом кадастровая оценка оказалась в 2,5–3 раза выше независимой коммерческой оценки. Такое впечатление, что московские власти из этого не делают никаких выводов.
Для наглядного примера можно вспомнить уже многолетние попытки столичных властей спихнуть на аукционах четыре столичных рынка – «Лефортовский», «Кунцевский», «Велозаводский» и «Даниловский». Стоимость их акций неоднократно снижали, но даже падение цен на 27% не вызвало интереса у инвесторов. Некогда в сумме они стоили 7,6 млрд. руб., а на последних торгах – 5,515 млрд. рублей. Результат – рынками всё ещё владеет город.
«Я не думаю, когда сейчас очевидный потребительский спад, что эти лоты с кинотеатрами будут привлекательны. Баснословные цены тоже не добавляют оптимизма. Не знаю, сколько раз должна повториться такая ситуация, когда аукционом никто не интересуется, чтобы власти изменили свой подход к формированию цены», – говорит Д. Несветов. Очевидно, что продажа кинотеатров – это ответ на то, что сейчас у Москвы есть проблемы наполнения бюджета. Столичная казна имеет все признаки нестабильности, и властям нужно этот процесс как-то сбалансировать. Но способы они выбирают странные. Мало того, что неэффективно, так ещё и отрицательно сказывается на общем бизнес-климате в городе. Почему мэрия не пытается продать здания дешевле – большая загадка и детектив похлеще голливудских блокбастеров. Либо они сознательно саботируют, потому что есть некие планы на эти здания и территории. Либо хотят денег в бюджет – много и разом.
Справка «АН»
Список кинотеатров, которые готовятся к аукциону:
«Аврора», «Алмаз», «Ангара», «Байконур», «Баку», «Бирюсинка», «Брест», «Будапешт», «Варшава», «Витязь», «Волга», «Волгоград», «Восход», «Высота», «Звёздный», «Керчь», «Кинотеатр им. Моссовета», «Киргизия», «Комсомолец», «Ладога», «Марс», «Мечта», «Нева», «Орбита», «Орион», «Патриот», «Первомайский», «Прага», «Рассвет», «Рига», «Родина», «Солнцево», «София», «Таллин», «Улан-Батор», «Экран», «Электрон», «Эльбрус».