Как ни смешно, досрочные выборы Собянина, надвигающиеся выборы в Мосгордуму и резкие перемены в жизни (от истребления торговых киосков до опухоли платных парковок) разбудили у москвичей интерес к своей судьбе. Многие поверили в перемены – и вспомнили о политиках.
И поразились программы часто почти совпадали даже у соперников. Собянину и Навальному вообще, похоже, писали одни авторы. Но политики Москвы не просто дружно говорят одно и то же, так же дружно они молчат, причём о многих острых проблемах.
Их часть просто неведома политикам.
Чтоб знать, что в Москве есть захоронения химического оружия, нуждающиеся в контроле, надо здесь жить или хотя бы любить город.
Чтоб понимать безумие официальных призывов о пересаживании с автомобилей на метро, им надо хоть изредка пользоваться. И ощущать на себе и аварии (почти каждый день), и давку на вход в часы пик (вроде советских очередей за дефицитом). Ключ к проблемам метро – его финансово-экономическая прозрачность. Но это не понять верящим бесстыжим заклинаниям, что удорожание на треть разового и двухразового проезда (касающееся трети пассажиров) не является ростом цен!
А часть проблем пугает.
И как требовать от охраняемых благополучных бюрократов (хоть бы и от оппозиции) защиты своих сограждан?
Почти все, кроме либералов, сетующих на плохой народ (и вероятно, не возражающих против его замены другими народами), резко против незаконной миграции. И молчат о большей беде – преступности и агрессивности порой пользующихся едва ли не неприкосновенностью «тожероссиян» из всем известных «республик в составе Российской Федерации».
Политики дружно «за сохранение исторического лица Москвы» – и так же дружно не смеют и намекнуть на снос исторической Соборной мечети 1904 года, единственной не прерывавшей богослужений во все годы советской власти. «Архнадзор» отметил: «Снос произошёл, несмотря на протесты экспертов, общественных защитников наследия и мусульманских организаций по всей России. В центре Москвы осуществлён акт неслыханного варварства, помноженного на административный произвол».
В 2011 году, после сноса, в Совете муфтиев России заявляли о «воссоздании исторической части в комплексе новой мечети». Сегодня любой посетитель спорткомплекса «Олимпийский» видит: если «историческая часть» и «воссоздана», то полюбоваться ею постороннему человеку больше нельзя. Большая мечеть напоминает крепость, доминирующую над Москвой, а вокруг формируется уличная среда в стиле если не Ближнего Востока, то окрестностей Большой мечети Лондона.
Недаром в Рунете популярен боевой клич толерантности: «Москвичи, не пугайтесь жителей столицы!»
Возможно, для компенсации этого политики говорят о социальной защите и правах человека. Но игнорируют главное: право на жизнь, а точнее – его экономическое выражение, гарантию прожиточного минимума. Что мешает Москве запретить недостаточную для физического выживания зарплату? Бюджетный дефицит? – но тогда все московские политики едины в том, что это москвичи существуют для бюджета, а не бюджет для москвичей.
И все клянутся в верности демократии, дружно умалчивая об отзыве обманувшего избирателей политика. А ведь из-за этого власть – даже формально – принадлежит народу лишь раз в несколько лет: в день голосования.
Сделать демократию круглогодичной московская тусовка – и властная, и «оппозиционная» – не хочет категорически. А ведь демократия придумана не для народа, а чтобы начальство могло уходить не в тюрьму или могилу, а на пенсию.
Обидно, что московские политики не хотят себе безопасного будущего.
Боюсь, им надо помочь.