Московские власти надеются в очередной раз реанимировать программу «Народных гаражей». На смену им придёт «Инвестиционный гараж». Спасать репутацию одного из самых провальных проектов предлагают частным инвесторам. Планируется, что в 2014 году в городе появится не меньше 20 таких паркингов.
Напомним, что идея «Народного гаража» – многоярусных парковок по доступной цене – принадлежит экс-мэру столицы Юрию Лужкову. Однако программа, которую пытались реализовать с 2005 года провалилась с небывалым треском. Притом неоднократно. Все попытки перезапустить этот проект кончались крахом – в городе проблему с гаражами так и не решили. Зато в качестве «бонуса» получили с десяток дорогущих долгостроев, судебные процессы с жителями, которые ещё на этапе строительства покупали там машино-места, а также уголовные дела о растрате более чем 90 млн. руб. казённых денег. Вишенкой на этом торте было то, что в самые лучшие времена стоимость машино-места в «Народном гараже» составляла 350 тыс. руб. за кусок бетона, что сопоставимо с ценой подержанной иномарки. Поэтому москвичи и дали прозвище ему – «Антинародный гараж».
Кроме того, любовь к проекту пытались привить насильственным путём. Власть всячески пыталась избавиться от «ракушек», плоскостных гаражей и даже ГСК. Подобные баталии в некоторых районах Москвы идут уже не первый год и продолжаются до сих пор. Примечательно, что рядом с некоторыми такими парковками, которые очень хотят снести, стоят недостроенные «Народные гаражи».
О грязных методах вспоминает Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы и лидер Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия».
«Стройка не всегда шла за бюджетные деньги. Раньше дирекция гаражного строительства собирала средства на «Народный гараж» с местного населения, которое заинтересовано в парковке. Затем под эти средства брали кредит в банке и только тогда уже начинали возводить паркинг. С этого и началось выкручивание рук владельцев плоскостных гаражей – сносили их имущество под любым предлогом. Доходило даже до того, что писались липовые письма, где жители якобы сами просят построить вместо плоскостных гаражей «Народный», – рассказал В. Лысаков.
Почём место для народа?
Однако после того как ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения» (ДГС) оказалась на грани разорения – власти придумали новый способ воскресить проект. «Инвестиционный гараж», по сути, оказывается близнецом «Народному». Разница только в том, что теперь в строительство будут вкладываться частные инвесторы. Кроме того, и.о. главы ГУП ДГС Игорь Гуров сообщил, что теперь паркинги будут внешне привлекательнее, комфортнее, и на первых этажах появятся автосервисы, магазины с запчастями, автомойки и т.д.
При этом с особым восторгом оглашают себестоимость одного машино-места – 500 тыс. рублей. То есть теперь при вопросе, что купить – подержанный авто или мифический комфорт – москвичам станет проще. Но нужно понимать, что это себестоимость места в самом дешёвом варианте гаража, без отопления. Тем более частному инвестору надо прибыль получить, а значит, цена будет ещё больше. Если вспоминать «Народный», то стоимость машино-места может доходить даже до 1,5 млн. рублей! И это не отдельный бокс, куда можно положить, например зимнюю резину, старую тумбочку и хранить пустые банки, – это просто кусок бетона под автомобилем.
Отсюда резонный вопрос: а будет ли пользоваться спросом «Инвестиционный гараж»? По мнению Михаила Блинкина, директора Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, как только объекты сооружаются за счёт частных инвестиций – мы переходим от болтовни к нормальному бизнесу. Каким бы хорошим или плохим предприниматель ни был – он себе не враг и впустую тратить деньги не намерен. Так что это хороший шаг в сторону здравого смысла.
«Есть большое количество людей, которые понимают, что автомобиль надо куда-то пристроить, а не бросать его перед домом. Всё потому, что кончаются ресурсы той стихийной парковки, которая сложилась за последние годы. Машину просто уже некуда ставить. Более обеспеченная часть населения уже побаивается за свои дорогие авто – как бы не поцарапали. Они начинают задумываться о покупке гаража или об аренде машино-места. Поэтому, если «Инвестиционный гараж» будет нормальным бизнес-проектом, спрос постепенно выровнится с предложением», – говорит М. Блинкин.
Дорогое будущее
Но не дорогими автомобилями едиными… Городу катастрофически не хватает гаражей по действительно народным ценам. Альтернативой дорогим железобетонным конструкциям могли бы стать механизированные автостоянки. К слову, городским властям проект таких парковок, но под землёй и рядом с метро, предлагали китайские строители. По всем расчётам выходило, что себестоимость машино-места была около 350 тыс. рублей. Но идея чем-то властей не удовлетворила. Первый вывод, который напрашивается, – слишком дёшево.
Однако не нужно даже гнать строителей с Востока. Прямо в столице есть Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ), который в том числе выпускает различные конструкции механизированных парковок. О востребованности этого вида паркинга говорит то, что ТМЗ подготовил порядка ста проектов. Однако реализовать их не так уж и просто – существует множество бюрократических препятствий.
Однако логика дорожно-транспортных экспертов такая – будущее механизированной парковки может быть только там, где либо вообще нет территорий для стоянки, либо притротуарная парковка очень дорогая. Попутно силами городских властей московских автомобилистов будут приучать ещё и к мысли, что бесплатной стоянки не бывает. Так что покупка автомобиля станет только началом всех немаленьких расходов.
Есть ли будущее у «Инвестиционного гаража», если цена кусается ещё сильнее, а железобетонное сооружение из-за этого может оказаться невостребованным? Будет ли это интересно и выгодно бизнесменам в дальнейшем? Территории под паркингом будут по-прежнему принадлежать городу. Арендную плату за землю, по идее, должен платить тот самый частный инвестор. Следовательно, рано или поздно может прийти новый градоначальник, который объявит войну уже не мелкой рознице, а паркингам, которые занимают слишком много места и стоят пустыми. Схема всем известна – отказ от продления договоров, а дальше, например, перепрофилирование здания под какой-нибудь магазин.
Пока что «Инвестиционный гараж» не предлагает ничего лучше, чем «Народный». Очевидно, что и судьба его ждёт такая же печальная. Тем более у этого проекта есть одна важная деталь. При выборе инвестора никаких конкурсных процедур не будет, а это значит, что в очередной раз нас может ждать кумовство, где рука руку моет под прикрытием частно-государственного партнёрства.