Через 7 лет в столице должно появиться 79 новых станций метро, а длина путей увеличится на 162 километра. Уж сегодня на стройплощадках московского метро работают 30 тысяч человек. К 2015 году их станет 50 тысяч. Но обладают ли эти люди необходимой квалификацией для возведения такого сложного объекта – большой вопрос.
Особо опасный объект
Собственно, на первый взгляд всё хорошо. Темп взят высокий, но вроде бы метростроевцы справляются. 9 ноября были открыты долгожданные «Жулебино» и «Лермонтовский проспект», а до конца года жители нашего города получат две станции Бутовской линии – «Битцевский парк» с переходом на «Новоясеневскую» Калужско-Рижской ветки и следующую за ней «Лесопарковую». Ещё власти планируют открыть участок «Деловой центр» – «Парк Победы», который станет одним из этапов формирования Калининско-Солнцевской линии. Только вот недавно на этом участке во время проходки наклонного хода (проще говоря, эскалаторного тоннеля) произошёл обвал грунта. Об этом «Аргументам недели» рассказали специалисты в области метростроения. Часто сооружение именно этой части станции может быть наиболее сложным, особенно если это станция глубокого заложения (а как мы знаем, «Парк Победы» является самой глубокой станцией в Москве и расположен на уровне почти 74 метров под землёй). Причиной этому служит то, что будущий эскалаторный тоннель пересекает различные пласты грунта с весьма неоднородными свойствами. Казалось бы, обвал – наверное, явление нормальное. Но не для метростроения, говорят специалисты: «Задачи поставлены большие, а людей нет. Те, кто сейчас пришёл в отрасль, – это катастрофа. Мы недавно получили самую большую аварию за всю историю метростроения – когда перед станцией «Жулебино» завалилось 145 метров тоннеля. Это из-за того, что проектировали и строили непрофессионалы. Они не учли специфику грунтов в том районе. Сейчас большой обвал произошёл на проходке наклонного хода на «Парке Победы». По той же причине».
Данные примеры инженерных просчётов далеко не последние, уверены специалисты. «Метрополитен – это особо опасный объект, для его сооружения разрабатываются сложные проекты, работа над ними требует глубоких профессиональных знаний, – рассказывает один из них, – это не офис спроектировать и не торговый центр построить. Более того, подземные сооружения, те, которые предназначены для перевозки людей, требуют особой подготовки. Такая подготовка была только в «Метрогипротрансе» и у нескольких строительных организаций – «Мосметростроя», «Трансинжстроя». Новые команды не имеют такой квалификации ни в проектировании, ни в строительстве. Поэтому ситуация на самом деле страшная».
Кстати, по некоторым данным, станции «Жулебино» и «Лермонтовский проспект» ГУП «Московский метрополитен» не приняло. То есть они были сданы условно: теперь в течение пары лет их будут доделывать, докупать необходимое оборудование и так далее. «А всё потому, что заказчиком выступал непрофессионал (раньше заказчиком оборудования выступал сам «Московский метрополитен», который знал, что нужно. – Прим. авт.)», – говорят эксперты.
Кто в ответе
Метро в Москве строится тремя основными способами. Рассказывает вице-президент компании «Покровка-Финанс» (осуществляет консалтинг предприятий железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения) Алексей Вязовский: «Первый – с помощью горнопроходческого щита. Это сложный и очень дорогой технический агрегат, с которым могут работать только профессионалы. Второй способ – взрывные работы. Породу бурят, взрывают, вывозят вагонетками из забоя, после чего поднимают наверх на подъёмнике и затем краном ссыпают в самосвалы. Очевидно, что взрывники должны работать крайне аккуратно, поэтому требования к ним также очень высоки. Что касается третьего способа (в зоне действующего метро взрывные работы запрещены и порода рубится отбойным молотком), то здесь требования пониже, но всё равно достаточно специфические».
Кого попало под землю строить метро не пустят, подчёркивает он: «И отвечает за это 100%-ная «дочка» Московского правительства ОАО «Институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений «Мосинжпроект», которая и выиграла конкурс на строительство и ввод в эксплуатацию объектов метрополитена «под ключ» (цена вопроса – 564 736 748 000 рублей). Она же отобрала пять основных крупных подрядчиков и примерно 20 субподрядчиков. В число подрядчиков вошли частные «Мосметрострой», «Трансинжстрой», «Ингеоком», «Бамтоннельстрой» и УСК «Мост». Все эти организации обладают соответствующими лицензиями и специалистами, что касается качества работ, то о них можно будет судить на этапе сдачи в эксплуатацию, а зачастую и уже во время эксплуатации».
Почти комсомольский призыв
«Компании, которые занимаются строительством подземки, привлекали специалистов со всех городов бывшего Советского Союза, где метро строилось. Это и Ташкент, и Минск, это и Екатеринбург, и Новосибирск», – рассказывает заместитель руководителя департамента градостроительной политики Москвы Сергей Дегтярёв. География метростроевцев ширится день ото дня. Так, недавно заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что для возведения объектов Калининско-Солнцевской линии будут также привлечены специалисты из Украины и Азербайджана. А возможно, к ним присоединятся и коллеги из Болгарии, о чём в начале ноября сообщила мэр Софии Йорданка Фандыкова. «Москва взяла такой темп строительства метро, что нам нужно искать кадры по всему бывшему Союзу и не только. Лучшие специалисты из Беларуси, Украины, даже из Испании, те, кто умеет работать под землёй, едут в столицу. 30 тысяч человек работают в круглосуточном режиме. Из них больше двух тысяч задействованы на проходческих щитах. Прокладка тоннелей приравнивается к горным работам. Здесь требуются люди с высокой квалификацией», – пояснил в одном из интервью Марат Хуснуллин. Только вот есть ли они? Столичные власти неслучайно ищут специалистов без преувеличения «по всему свету» – своих-то не то что не хватает. «Ни рабочее, ни инженерное звено не подготовлены к таким стройкам. Не говоря уже о том, что на многих стройплощадках работают мигранты с предельно низкой квалификацией», – считают специалисты.