Из 57 рынков, действующих сегодня в Москве, столичные власти планируют к 2015 г. закрыть 30. Это коснётся тех, где торговля ведётся в некапитальных сооружениях. Первым встал вопрос о «Садоводе» и размещающемся на нём Птичьем рынке.
График прежний
Паника среди тех, кто торгует животными, оказалась преждевременной. «Рынок москвичам нужен, – заявил мэр, – но не в таком виде». А внешний вид «Птички» и без того изменился за последнее время. Заметно съёжился, уступив свою площадь автостоянке. В оставшейся части крытого павильона дружно и компактно разместились всё те же торговцы живностью.
– Вы только напишите, что рынок работает! А то тут и телевидение было неделю назад, а в Интернете всё равно пишут, что нас закрыли, – говорит Валентина, торгующая на «Птичке» всевозможной флорой для аквариумистов. Сама она ни рыбками, ни прочими водоплавающими сроду не увлекалась, но жизнь заставила. Как вышла на пенсию, пришлось искать подработку. Водоросли оказались самым простым и вместе с тем доходным делом. Бизнесу Валентины уже 12 лет. Сколько сегодня здесь ей подобных, и не только таких, а фанатично преданных своему делу и зверю продавцов, сказать сложно. Одни торгуют постоянно, другие – только по выходным, третьи появляются в сезон.
Но всё же «Птичка» для многих москвичей – не просто торжище с живностью. Это и клуб по интересам, и детство босоногое, проведённое ещё в Замоскворечье. Как писал Эдуард Успенский: «Птичий рынок... Золотым июльским днём...» и далее по тексту. Для других это вообще вся жизнь: здесь до сих пор можно встретить представителей целых династий знаменитых голубятников и птицеловов. Так, один из продавцов, разговорившись, вспомнил и про отца-птицелова, и про птичьи песни дома, которые услышал раньше колыбельной. И про всё детство в целом, проведённое на «Птичке» да Иваньковском водохранилище под Дубной, откуда уже сам, став пенсионером, возит птиц на рынок.
«Собачья работа»
Проблуждав по рынку с час, вдруг понимаю, что нет чего-то привычного – столь характерных запахов и звуков. «Собак! – вспоминаю. – А где же собак теперь продают?» И только что приветливые продавцы кошек и хорьков на глазах буквально скисают: там, прямо и в пролом направо. Собачников на «Птичке» не любят, их даже хозяева из помещения выгнали на улицу.
Ряды с барбосами и моськами теснятся на самом отшибе, среди каких-то труб. Прикрываясь от ветродуя кусками полиэтилена. «Да вы посмотрите, в каких условиях мы вынуждены работать – под теплотрассой! – с полуоборота заводится женщина в армейском бушлате. – Это же нарушение всех правил безопасности! А если прорыв?! – Коллеги по несчастью пытаются её успокоить: им не нужен шум, и лишнее внимание ни к чему. – А вы посмотрите, там же ещё высоковольтка! В дождь может коротнуть! Говорят, тут летом человека в грозу убило», – режет правду торговка. ЛЭП и впрямь вплотную подступает к рынку. Точнее, наоборот: это рынок подбирается к её опорам.
Собачников с «Птички» пусть не в открытую, но вытесняют. Проблемы, говорят, начались со сменой владельцев рынка. Теперь их обвиняют во всём: и в нарушении санитарной обстановки, и в повышении поголовья бездомных животных в Москве. То, что непроданных и подросших животных многие выбрасывают, здесь ни для кого не секрет. Со своей стороны администрация «Садовода» уверяет, что и на новом рынке места хватит всем желающим, даже тем, кто заехал просто на день продать котят или щенков. Причём плату за место – 200 рублей – вроде поднимать не будут.
Капитальная «косметика»
Вопрос о строительстве новой «Птички», вынесли на всеобщее обсуждение. Его можно найти и на сайте «Садовода», и на странице департамента торговли и услуг Москвы. Градостроительный план реконструкции Птичьего рынка, а вместе с ним автостоянки и самого рынка «Садовод» одобрены градостроительно-земельной комиссией (ГЗК) Москвы ещё 24 октября 2013 года. На этих участках предусмотрено строительство нового торгового центра «Птичий рынок» общей площадью 42 889 кв. метров. Это новые помещения и автостоянка на 800 машино-мест. Центр вырастет заново на месте снесённой «Птички». А «Садовод» будут подгонять под формат «Кэш энд Керри». Предложения по реорганизации комплекса и внешнего вида фасада власти готовы принять до 1 декабря 2013 года.
«Но одного только «косметического» преображения «Птички» недостаточно. Нужно в корне изменить подход к торговле животными, – считает Елена Полиенко из одного столичного фонда защиты животных. – Люди должны отвечать за питомцев. Нужен, как минимум, налог на разведение и продажу животных, необходимы соответствующие лицензии». К сожалению, сегодня нет должного раздела в федеральном законодательстве, чтобы власти Москвы, исходя из его норм, принимали необходимые регламентирующие акты. Неплохо бы, говорит она, предусмотреть ответственность и для владельцев животных, что решили от них избавиться. Можно, к примеру, перенять западный опыт – ввести чипирование, благодаря которому легко устанавливается владелец брошенного пса или котёнка. На той же «Птичке», где летом очень жарко, а зимой очень холодно, необходимы система кондиционирования и чёткая разметка территории для разных видов и типов животных. А ведь всё это не требует больших капитальных вложений – это же не торгово-развлекательный центр в мраморе построить.