Политики наперебой требуют от правительства запретить чиновникам покупать дорогие автомобили. Оппозиционные ораторы не сходятся только в цене. Одни предлагают наложить вето на машины дороже 3 млн. рублей. Другие снижают планку до 1,5 миллиона. Какой бы вариант ни возобладал, расходы Москвы на служебный транспорт не снизятся.
Роскошные машины чиновников давно радуют население. Региональные судьи рассекают на «Феррари» и «Бентли», главы отделений полиции – на «Порше». Особенно страстью к дорогим автомобилям отличаются на Кавказе. К примеру, у чеченских властей машин в 4 раза больше, чем у их коллег из других регионов. Каждая – на загляденье. Чего стоит кортеж президента республики Рамзана Кадырова. В 2008 г., по оценкам политических активистов, в него входили 50 машин общей стоимостью 2 млн. евро. В том числе девять «Порше Кайен» и восемь «Лексусов».
Восхитителен автопарк правительства Ингушетии. В нём числятся 200 машин. По подсчётам Антикоррупционного центра партии «Яблоко», в общей сложности республика потратила на транспорт для чиновников 1 млрд. рублей. Треть собственных годовых доходов бюджета. В других частях страны тоже роскошествуют как могут. Управление Россельхознадзора по Самарской области собиралось купить «Лексус» за 2 млн. рублей. Летом администрация Приморского края разместила заказ на автомобиль стоимостью 7 млн. рублей. Воронежский областной суд решил разжиться «Ленд Крузером» за 2 миллиона.
Отдельная статья – федеральные чиновники. Содержание их автопарка обходится госбюджету в 8,5 млрд. руб. в год. В гаражах Управделами президента красуются 2 тыс. автомобилей. Причём ассортимент постоянно обновляется. Последний скандал – осенью транспортный комбинат при УП решил закупить 170 седанов БМВ пятой серии. Расходы скромные: 332 млн. рублей. Вдобавок власти задумали программу централизации федерального автотранспорта. В планах – объединить под эгидой управделами парки всех министерств и ведомств. Реформа обойдётся минимум в 1,6 млрд. рублей. На 1 млрд. руб. закупят 760 новых автомобилей.
Гибриды-призраки
Увы, честность бюджетных автозакупок вызывает сомнения. К примеру, машины в ведомственных гаражах меняют каждые 3–5 лет. Старые списывают и распродают по дешёвке. Или вечная российская проблема – взятки. В конце 2000-х гг. из-за них разразился международный скандал. На коррупции попался производитель «Мерседесов» – немецкая компания «Даймлер». Концерн признался американскому суду, что с 2000 по 2005 г. заплатил российским чиновникам, их родственникам и посредникам более 3 млн. евро. Взамен те должны были способствовать заключению прибыльных госконтрактов.
Часть взяточных поставок «Даймлера» предназначалась правительству Москвы. В том числе несколько грузовиков-вездеходов «Юнимог». Но немцы платили не мэрии, а посредникам, поэтому доказать участие чиновников в коррупционной схеме не удалось. Можно сказать, правительству Москвы повезло. Времена стояли лужковские, лихие. Глава города передвигался по улицам то на «Майбахе» неизвестного происхождения, то на «Ауди А8Л Секьюрити» за 800 тыс. евро. Бюджет тратили по мановению руки. В 2008 г. столица едва не закупила 500 гибридных «Тойот Приус» минимум за 500 млн. рублей. Но начался скандал. Планы отменили.
На фоне предыдущей мэрии нынешняя ведёт себя неожиданно прилично. В прошлом году ГУП «Автохозяйство Финансово-хозяйственного управления мэрии Москвы» сделал закупки на 90 млн. рублей. В этом году траты сопоставимые. В планах ГУПа числятся несколько крупных контрактов. В том числе приобретение пяти «Вольво» за 10 млн. рублей. Двух «Ауди А8» за 10 млн. рублей. Ещё двух «Ауди А6» за 6 миллионов. Десяти «Фордов Фокус» за 6,5 млн. рублей. Покупают, конечно, не «запорожцы». Но по сравнению с двухтриллионным столичным бюджетом автомобильные траты – капля в море.
Чудят в основном чиновники рангом пониже мэра. К примеру, Департамент занятости Москвы с годовым бюджетом 5 млрд. руб. собирался купить «Ауди А6» за 2,8 млн. рублей. Но городское управление Антимонопольной службы отменило сделку. Подмосковные администраторы чувствуют себя куда вольготнее, чем столичные. По данным, собранным партией «Справедливая Россия», ещё в 2000‑х гг. глава Мытищ ездил на «Лексусе ЛС 600». Сейчас такая машина стоит от 6 млн. рублей. В этом году муниципальные чиновники Домодедово хотели купить пять «Хендэ» за 9,4 млн. рублей. Администрация поселения Барвихинское собиралась приобрести автомобиль за 2 миллиона. Оба контракта обжалованы «Яблоком».
На первый взгляд запрет на дорогие машины для чиновников можно только приветствовать. Жуликам и ворам нужно давать по рукам. Но тут возникает серьёзная проблема. «Бентли» и «Гелендвагены» – только верхушка айсберга. До 90% купленных чиновниками автомобилей укладываются в миллион рублей. Именно на средних по цене железных коней приходятся основные бюджетные траты. По некоторым оценкам, в масштабах страны они достигают 100 млрд. руб. в год. Причём если для мэрии Москвы миллион за автомобиль – сумма смешная, то для председателя иной поселковой администрации покупка машины за 500 тыс. – растрата и преступление.
Жалобы оппозиции
Сейчас приобретение авто средней цены можно предотвратить. К примеру, большая часть контрактов, отменённых благодаря жалобам оппозиции в Антимонопольную службу, – на закупку «Тойоты Камри». В минимальной комплектации машина стоит менее миллиона. В том числе 10 таких авто не дали закупить ГКУ «Московский авиационный центр». После введения потолка в 1,5 млн. руб. главы посёлков и муниципалитетов смогут без зазрения совести рассекать на японской красавице. Причём в роскошной комплектации «элеганс драйв» с двухзонным климат-контролем, цветным дисплеем и датчиками дождя.
Так что противники лимита правы. После запрета покупать машины дороже 1,5 млн. руб. траты на чиновничьи автопарки только вырастут. Не только потому, что чиновники начнут гулять на всю сумму, отпущенную по автомобильному лимиту. У госжуликов припрятан в запасе главный козырь – аренда. Они могут взять напрокат любой роскошный автомобиль. Это обходится дороже, чем покупка, – в 200–500 тыс. руб. в месяц. Но власти на комфорте не экономят. Два года назад, когда раздались первые голоса, что чиновники приобретают слишком дорогие машины, в правительстве началась эпидемия аренды. Минрегион в 2011–2012 гг. нанял авто на 170 млн. рублей. Минпром – на 92 млн. рублей. Минкульт – на 75 миллионов.
Арендный банкет продолжается. В следующем году Совет Федерации планирует потратить на прокатный транспорт 100 млн. рублей. Москва тоже втягивается в процесс. Префектура Северо-Западного округа арендовала до конца года девять автомобилей. Департамент капремонта жилищного фонда по Западному округу взял напрокат «Вольво С80». Его тёзка в Северном округе нанял «Опель Инсиниа 4-Д Спорт».
Понятно, запрет на покупку дорогих авто справиться с эпидемией аренды не поможет. Чтобы она схлынула, нужны более умные ограничения. Такие, чтобы максимальные автотраты ведомства или региона строго зависели от размеров его бюджета. Эксперты пытаются донести эту нехитрую мысль до политиков. Но те не слышат, упоённые борьбой с казёнными «Бентли» и «Гелендвагенами».