Аргументы Недели → Город М № 37(379) от 26.09.2013

Я помню все твои трещинки

, 21:00

В Москве силами экспертов в сфере дорожного строительства и сотрудников ЖКХ пройдёт масштабная проверка качества асфальтового покрытия. До середины декабря планируется исследовать дороги во всех округах столицы. Также не забудут про МКАД и Новую Москву. На эту ревизию чиновники готовы потратить порядка 32 млн. рублей.

В этом году проверять качество асфальта будет специализированная техника с GPS-контроллерами. В режиме реального времени они станут передавать информацию в базу данных ГКУ «Экспертавтодор» о состоянии дорог. Кроме подробного описания проблем покрытия также будут присоединять фотографии ям, выбоин, колдобин и координаты брака. Что впоследствии должно упростить и ускорить ремонтные работы. Сама же проверка будет проходить круглосуточно, а на улицах с интенсивным движением – исключительно в ночное время.

Помимо фотографий и использования высокоточных приборов качество покрытия будут проверять в лабораториях. На каждую тысячу кв. метров асфальта из полотна вырежут так называемый керн. Это кусок дорожного покрытия в форме цилиндра. По нему видно толщину слоёв. Затем керн подвергают различным испытаниям. Его нагревают, охлаждают и проводят исследования при помощи пресса. Таким образом, имитируют все те нагрузки, которые испытывает асфальт во время эксплуатации. Затем цилиндр разбивают на составляющие и проверяют уже качество материала, из которых сделано дорожное полотно.

Стрелять на упреждение

Озабоченность столичных властей понять можно. Год за годом одни и те же подрядчики стоят в очереди на ремонт дорог чуть ли не там же, где они ранее проводили работы. Такая схема выгодна нечестным фирмам, которые кладут дороги заведомо плохого качества. По словам заместителя мэра по вопросам ЖКХ Петра Бирюкова, почти на 90 улицах асфальт пришлось перекладывать заново уже на второй день после сдачи объектов! На сегодняшний день гарантийный срок дорожного покрытия составляет два года. Поэтому весь бракованный асфальт, которому ещё не стукнуло пары лет, будут перекладывать уже за счёт подрядчика.

Впрочем, год назад мэр Москвы Сергей Собянин и П. Бирюков уже обещали горожанам, что столица вот-вот должна выйти на пятилетние межремонтные сроки дорог. Кроме того, были оптимистичные слова о том, что количество брака при укладке удалось заметно сократить. Однако на практике картина совершенно иная. Недавнее заявление о перекладке асфальта на 90 улицах тому свидетельство. Хотя радует, конечно, то, что за нерадивых подрядчиков взялись всерьёз. Теперь после двух штрафных санкций фирма, которая схалтурила, вообще отлучается от бюджетной кормушки. Договоры с ней заключаться не будут, а аукционы они будут видеть только в снах. Кроме того, компании, которые положили некачественный асфальт, будут либо за свой счёт всё выкладывать, либо могут отказаться, но расплатятся тогда перед властями уже своей репутацией.

По мнению Вячеслава Лысакова, первого заместителя председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, такая ревизия, хоть и затратная, может хорошо сработать на перспективу и в будущем сэкономить миллионы народных денег.

«Здесь не видится освоения бюджетных средств абы как. Здесь есть конкретная, понятная и актуальная цель. Для того чтобы провести профессиональную экспертизу, не нужно ждать, пока дороги разрушатся. Есть специальные методики, которые можно применять и к только что построенным дорогам. Внешний вид может быть великолепен, но качество покрытия и какие-либо изъяны можно выявить ещё до того, как там появятся ямы», – говорит В. Лысаков.

Народный контроль

Понятно, что весной в Москве по традиции вместе со снегом «растает» и часть асфальта. Поэтому проверки – хоть и не панацея, но помогут выявить хотя бы часть брака заранее. А затем провести ремонтные работы. Впрочем, и очередные качественные покрытия могут развалиться, если за их уборкой от снега, льда и реагентов не присмотрит ЖКХ. Об их расторопности в этом вопросе можно слагать легенды. Поэтому ревизия, которую проводят перед зимой, может оказаться в некоторых случаях потерей времени и денег.

К слову, теперь, когда штрафные санкции к подрядчику стали намного жёстче, многие компании занимаются самоконтролем. Нанимают специалистов, которые следят за качеством работ на всех этапах укладки асфальта. Странно, конечно, что этим занимаются далеко не все организации и городу приходится тратить серьёзные суммы, чтобы проконтролировать халтурщиков.

Однако кроме освоения государственных средств на помощь в борьбе с плохими дорогами приходят и сами горожане. При помощи столичного интернет-портала «Наш город» (www.gorod.mos.ru) любой человек может сообщить о ямах, трещинах и колдобинах на московских дорогах. При желании можно приложить фотографии для наглядности проблемы. На сегодняшний день там порядка 577 жалоб по поводу ям на проезжей части. «Рекордсмен» в этой области – Центральный АО. Пользователи оставили сообщения о 96 проблемах в округе. Лучше же всего дела обстоят в Западном АО – граждане сообщили всего о 21 яме. По словам пресс-секретаря префекта ЦАО г. Москвы Павла Большунова, при наличии такого портала проводить некачественные дорожные работы может позволить себе только камикадзе.

Впрочем, пока якобы зима пожирает километры асфальта и тротуарной плитки, а гарантийный срок покрытия всего-то два года, можно ожидать и новые дорогостоящие ревизии, и то, что в асфальт будут продолжать закатывать миллионы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram