В августе в Москве начал действовать новый приказ о правилах госпитализации для бригад «скорой помощи». По замыслу, он направлен на повышение оперативности работы врачей. Однако на деле получается, что в ряде случаев специалисты «скорой» вынуждены оставлять пациентов в опасности.
Текст приказа о новом порядке содержит перечень диагнозов, при которых бригада «скорой помощи» должна не госпитализировать пациента, а отправлять его на лечение в поликлинику. Предполагается, что человека можно не отправлять в больницу, если у него приступ бронхиальной астмы, гипертонический криз, хроническая сердечная недостаточность, ангина или температура ниже 39 градусов. У горожан документ вызвал откровенное непонимание. Да и первый неприятный случай не заставил себя ждать. После нескольких отказов «скорой» в госпитализации пациенту-мужчине в итоге пришлось ампутировать палец ноги.
Карета может бортонуть
Создавая документ, чиновники хотели серьёзно сократить время, потраченное на каждый выезд. Ведь чем реже бригада отвозит пациентов в больницу, тем больше человек она сможет посетить. Единственный нюанс, который чиновники не учли, состоит в том, что пациенты, которых не госпитализировали, вызывают «скорую помощь» снова и снова – часто по 3–5 раз.
«В департаменте здравоохранения заявили, что этот документ «правильный по сути», только вот поняли его неверно, – говорит Андрей Хромов, председатель общественного совета Общества защиты пациентов. –Я считаю, что он неправильный в любом случае, поскольку ограничивает в действиях и отдаёт на откуп врачам «скорой помощи» право решать, в тяжёлом состоянии находится пациент или нет. Но врач, приехавший по вызову, или фельдшер часто не могут определить, что с человеком. В домашних условиях нельзя провести полноценное обследование. Поэтому я считаю, что, если у «скорой помощи» есть хоть малейшее сомнение в состоянии здоровья пациента, его надо обязательно вести в больницу, к профильному специалисту».
Очевидно, что чиновники хотят сэкономить деньги на зарплатах бригадам «скорой помощи». Так как отчитываются они при помощи статистики, то основной показатель работы врачей – это время прибытия по вызову. И чем оно меньше, тем эффективнее работает «карета». Других показателей, к сожалению, нет. «Качество медицинской помощи никак не оценивается, – резюмирует Андрей Хромов. – Только для достижения нужных цифр и был издан этот приказ».
К счастью, документ, который вызвал споры и непонимание, в ближайшее время обещали пересмотреть и изменить. После нашумевшего случая Росздравнадзор уже начал проверку службы «03». В скором времени совместно с департаментом здравоохранения они должны будут что-то изменить. А пока люди по-прежнему в ряде случаев не госпитализируют больных.
Кстати, с начала 2013 г. «скорая помощь» финансируется из фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Теперь каждый россиянин в случае неудовлетворительного качества медуслуг, оказанных бригадой, может обратиться в страховую компанию и заявить о своих претензиях. После чего страховщики проводят экспертизу, и, если нарекания пациента оказались оправданными, ему предоставляется возможность лечения в стационаре.
Мнение фельдшера
Как рассказала «АН» фельдшер одной из московских бригад, по тем диагнозам, что теперь под запретом, людей раньше практически всегда отвозили в больницу. Сегодня отдел госпитализации просто не даёт место бригаде, независимо от того, дома стало плохо человеку, на работе или на улице.
Немаловажно также, что пока доверия к оперативной помощи у людей больше. Многие граждане не хотят обращаться в поликлинику из-за часто неквалифицированных и невнимательных специалистов, которые там работают. «Был случай, когда у молодого человека болела нога, а по приезде мы выяснили, что у него самый обыкновенный натоптыш, – рассказывает фельдшер. – Ещё один мужчина постоянно вызывает «03», потому что просто хочет подлечить свою запущенную гипертоническую болезнь, а не потому, что ему на данный момент плохо».
Среди основных проблем, которые отмечают специалисты неотложки, – это катастрофическая нехватка времени. С бригады требуют, чтобы до места нахождения больного они добирались в течение 15 минут. Если проводится терапия, то на пациента отводится 30 минут, без неё – 20. Времени на заполнение медицинской документации не предусмотрено. Отсюда – большая «текучка» персонала и, как следствие, суточная работа не в паре, а в одиночку.
Интересно, что вопрос заработной платы специалисты из оперативных бригад обсуждать наотрез отказываются. Практически как и в некоторых частных организациях, здесь соблюдается политика строгой конфиденциальности.
Аргумент депутата
Андрей Метельский, зампред Мосгордумы, лидер фракции «Единая Россия»:
– Вполне понятно, что госпитализировать всех и по любому поводу нельзя. Иначе в больницах не хватит мест тем, кто действительно болен. То, что есть некий перечень диагнозов, согласно которому госпитализация требуется или нет, это правильно. Однако если врач «скорой помощи» считает необходимым отвезти человека в больницу, значит, надо это делать. Специалисту необходимо оставить возможность самому принимать решение. В этом смысле он выступает как судья. Раз он приехал по вызову, то несёт персональную ответственность за пациента. Настоящая проблема начинается тогда, когда место для больного в лечебном заведении не дают или его просто нет. В этом уже надо действительно разбираться.