Сегодня в Москве проживает около миллиона иностранных граждан, а на территории области – приблизительно 1,5 миллиона. Такими цифрами поделилась замглавы ФМС России Елена Радочина. Вместе с тем, по словам врио мэра Москвы Сергея Собянина, для нормального функционирования экономики города достаточно 200 тыс. трудовых мигрантов из дальнего зарубежья.
Расхождение в числах ясно говорит о том, что сегодня не все учтённые мигранты занимаются трудовой деятельностью. По данным ФМС, в столице работают порядка 200 тыс. человек, а в Подмосковье – более 400 тысяч. Соответственно, остальные трудятся нелегально, а многие вовсе не работают, увеличивая статистику столичных преступлений. Среди гостей – преимущественно выходцы из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
По словам Андрея Метельского, зампредседателя Мосгордумы, руководителя фракции «Единая Россия» в МГД, мигранты занимают ровно столько рабочих мест, сколько им оставляют москвичи. Последние не стремятся к тяжёлой работе по разным причинам: из-за низкой престижности, неудобного графика. «Мы не можем пока без мигрантов, – говорит депутат. – Но необходимо работать с теми структурами, которые привлекают наёмных рабочих. Они должны делиться планами относительно нужды в приезжих, так вычислить потребности города будет проще».
Местные уверены, что столице огромное количество рабов уже не нужно. «Тот бизнес, который сейчас существует, вполне может обходиться имеющимися ресурсами, – уверен предприниматель Роман Жигульский. –На моём предприятии работают только россияне. Им приходится платить больше, но плодить несчастных, по моему мнению, непорядочно». К сожалению, миграционная политика не только в Москве, но и на федеральном уровне в целом направлена на то, чтобы везде использовать дешёвую рабсилу.
«Люди работают за копейки, – продолжает тему Роман Жигульский. –Если они задействованы в сфере ЖКХ, то, как правило, ГУПы и управляющие компании отмывают на них деньги. Так, если на одного дворника при его высоких объёмах работы, выделяется 50–60 тысяч рублей в месяц, получает на руки он 15–25 тысяч».
Принципа золотой середины в этом вопросе придерживается Владимир Микеда, председатель Московского отделения общественной организации «Деловая Россия».По его мнению, пытаться заменить мигрантов на других людей бессмысленно, и из этого вряд ли что-то выйдет. А вот постараться улучшать условия их жизни, продумать вопрос медицинского страхования, начать наконец бороться с экономическими нарушениями и коррупцией вполне возможно.
Московские эксперименты
Примерно год назад в каждом административном округе города были созданы особые Государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Предполагалось, что в них с целью вытеснения с рынка мигрантов будут организованы рабочие места исключительно для москвичей. За несколько месяцев укомплектовать штат многих из них так и не удалось, после чего в Москву начали подтягиваться рабочие из других регионов: Брянской, Тамбовской, Тверской областей и др.
Как рассказал «АН» один из рабочих такого ГБУ в Южном административном округе, трудятся бригады вахтовым методом, но система оплаты здесь такая же, как у мигрантов. В бумагах фигурирует одна сумма, на руки выдаётся другая. Причём оклады людей уменьшаются с приходом каждого нового начальника. Если в январе и феврале зарплата рабочего составляла от 35 до 48 тысяч, то уже в марте и мае она снизилась до 15–18 тысяч.
Что касается условий, то спят рабочие в общежитиях. В каждой комнате установлены двухъярусные кровати. В одну вахту в каждом таком помещении находятся от 12 до 20 человек. Бесплатно выдаётся только униформа. Проезд и питание не оплачиваются. Готовят люди кто на чём может, например на привезённых с собой плитках, там же, в общежитиях.
Не вызывает удивления тот факт, что «текучка» кадров при таких условиях очень сильная. Практически все жалуются, что большая часть заработанного тратится на пропитание во время вахты и на проезд домой. Поэтому мало кто остаётся в столице надолго.
Таким образом, к какой национальности ни относились бы рабочие, подход к организации труда и условиям их проживания меняется несильно. В погоне за выгодой наниматели думают о людях всё реже, из чего можно сделать вывод, что проблема в столице сложилась скорее социальная и никакого отношения к гражданству и национальности она не имеет.