Аргументы Недели → Город М № 31(373) от 15.08.2013

Москва кабацкая

, 18:19

Департамент торговли и услуг столицы в рамках «Концепции развития общественного питания в городе Москве», которая запланирована на 2012–2016 гг., пытается увеличить количество кафе и ресторанов Первопрестольной. Основная причина, по словам заместителя руководителя столичного департамента торговли и услуг (ДТиУ) Александра Иванова, – нехватка мест и несоответствие цен доходам москвичей.

По информации ДТиУ, на сегодняшний день в городе действует 10 843 точек общепита, но только 7356 из них в общедоступной сети. Остальные находятся при школах, университетах, предприятиях, заводах, в которые, понятно, вход открыт не каждому. Таким образом, в столице всего 44 посадочных места на тысячу жителей. Что крайне мало для современного мегаполиса. Для сравнения: в том же Санкт-Петербурге таких мест 78.

Если верить концепции, то к 2016 г. количество посадочных мест увеличится до 48, что, казалось бы, не так много. Однако, если посмотреть на то, сколько откроется заведений, то эта цифра выглядит уже более обнадёживающей. Планируется создать места для более чем двухсот предприятий быстрого питания, а также развить сеть детских, молодёжных и семейных забегаловок. Таких точек будет уже порядка 170.

В том числе чиновники собираются устранить дисбаланс, при котором сегодня большинство ресторанов и кафе находятся в центре. Основная задача – открывать общепиты в спальных районах либо рядом с домами, либо в пристройках на первых этажах.

При этом, конечно же, затея имеет цель не только жизнь горожан сделать более комфортной, но и увеличить оборот денежных средств в этом сегменте. По мнению руководителей ДТиУ, москвичи стали заметно меньше тратить на питание вне дома. Если в 1980 г. доля расходов горожан составляла 18%, то сейчас этот показатель значительно ниже – 7,8%. Таким образом, сейчас оборот средств в сфере общепита в районе 145,4 млрд. рублей, а к 2016 г. чиновники планируют увеличить этот показатель до 160 млрд. рублей.

Дорогая моя Москва

Планы планами, но не совсем понятно, за счёт чего столичные власти собираются решать проблему ценовой доступности. С одной стороны, отрадно видеть, что власть пытается поддерживать малый бизнес. Это единственный конкурентный островок в абсолютно монополизированной стране. Однако Дмитрий Несветов, член совета московского отделения «Опоры России», полагает, что, хотя инициативу чиновников, конечно же, стоит приветствовать, проблема общепитов, на его взгляд, не стоит так остро. Потому что московские власти с приходом Сергея Собянина серьёзно упростили требования и условия к размещению точек питания. С тех пор стало заметно, как эта отрасль стала увеличиваться в количественном отношении. Начали открываться веранды у кафе и т.д.

Но проблема действительно лежит в издержках для малого бизнеса.

«Одна из главных статей расходов, с которой ничего невозможно поделать, – это аренда помещения. Из-за чрезвычайных перекосов в отечественной экономике стоимость недвижимости сильно переоценена. Поэтому городские власти должны задумываться не только о том, как увеличить объём сдаваемых площадей под общепит. Но и над тем, каким образом удешевить эту аренду. Либо устанавливать отраслевые льготы. Либо принимать радикальные экономические решения. Есть более тонкие механизмы, которые могут сбить цену на стоимость аренды», – говорит Д. Несветов.

Аргументы студента

Егор, выпускник университета: «В прошлом году мы с одногруппниками решили отметить такое замечательное событие, как последнее учебное занятие в нашей жизни в вузе. Собралась достаточно большая компания из человек 12. День выбрали для посещения кафе не самый удачный – пятницу. Потому что все места, как правило, заняты. Не удалось даже зарезервировать за несколько дней столик в бюджетном месте. В итоге после общего сбора нам пришлось изрядно прогуляться по разным районам Москвы, чтобы найти что-то подходящее. Гуляли так часа два. В итоге удача нам улыбнулась, и мы зашли в один из сетевых ресторанов японской кухни. Студентворе зарплата особо разгуляться не позволяет, но и здесь счёт был достаточно приличный. Порядка 15 тыс. рублей. При этом особо не шиковали. Так что действительно в Москве ощущается реальная нехватка мест, где можно было бы посидеть и большой компанией, и не слишком дорого».

Москва не резиновая

Почему дорогих ресторанов в Москве больше, чем бюджетных? Не потому, что платёжеспособный спрос большой, а просто потому, что иначе не окупиться. К сожалению, это суровые реалии, когда предприниматель хочет иметь хорошую рентабельность. За 5–10% работать никто не будет.

Отсюда и проблемы с посадочными местами, и засилье сетевых предприятий, и отсутствие чего-либо более-менее бюджетного по ценам. Конечно же, существуют ещё в центре несколько ставших легендарными чебуречных и рюмочных. Но вот запросам большинства москвичей они уже явно не удовлетворяют. И по качеству, и по доступности в плане свободных мест.

Возможно ли снизить арендную ставку и увеличить конкуренцию за счёт новых площадей? Большой вопрос. Нет гарантий, что впоследствии правила игры вновь не изменятся и такие предприятия не начнут душить налогами и взятками.

Более того, не решён вопрос, за счёт чего эти арендные площади будут увеличивать. Много говорилось о том, чтобы открывать такие заведения на первых этажах новостроек. Однако и.о. главы департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк в своём недавнем интервью открыто сказал, что об этом и речи не может быть. Оно и понятно. Шум и гам, которые будут там царить, превратят в ад жизнь людей, которые живут над рестораном. Более того, нужно подумать и о том, что вокруг дешёвых заведений, где такой же дешёвый алкоголь, всегда будет царить криминогенная обстановка. Драки и крики – вполне вероятный сценарий. Если уж жители Старого Арбата жалуются и требуют закрывать близлежащие кафе, то что говорить о спальных районах.

Об увеличении точек общепита говорят каждый год. Но в реальности всё остаётся по-прежнему. Что в принципе понятно – нет площадей. Худо-бедно можно открывать их в новостройках с хорошей шумоизоляцией и вентиляцией на первых этажах или в пристройках. Но это только на окраинах. Ближе к центру все эти сложности остаются. Кроме того, в Москве активно формируются транспортно-пересадочные узлы. В связи с этим вывели всю мелкорозничную торговлю вокруг этих узлов в радиусе километра. В том числе и ту, которая занималась фастфудом. Цель – увеличить количество стационарных точек питания – замечательная, однако, с трудом верится в её успех. Нет оснований.

Кроме того, представитель Ассоциации предприятий быстрого питания Владимир Савёлов обратил внимание на очень важную проблему. По количеству посадочных мест мы можем строить только планы. И то ориентировочные. «Наши чиновники оглядываются на опыт западных стран. Находят город, похожий по размерам и численности населения на Москву. И ориентируются на статистику посадочных мест на тысячу жителей. Таким образом, формируется некая перспектива. Но это уже старая система советских времён. По-хорошему нужно рассчитывать не по количеству посадочных мест, а по спросу и предложению. При этом в различных районах и округах он будет сильно отличаться, что тоже нужно учитывать», – говорит он.

Лечим и калечим

Прежде всего надо выяснить, чего хотят граждане. И работать, исходя не из показателей западных стран, а на основе качественного маркетингового исследования. Что бы ни говорили чиновники, Москва не имеет цифр, которые отражают реальный спрос населения на различные виды услуг, в том числе в торговле и питании.

А самое главное, чтобы не получилось так, что при «лечении» одной проблемы мы получим пучок проблем в других областях. Потому что решения принимаются субъективно. Нет комплексного и системного подходов. Достаточно вспомнить многочисленные решения в сфере транспорта. Мешали киоски проезду и парковке? Теперь их нет и негде себе раздобыть быстрый перекус. Мешали грузовики на МКАД? Зато теперь после 22:00 по кольцу перемещаться невозможно, да и в столицу с трудом можно попасть. Большегрузы занимают всё дорожное полотно, бесконечные их вереницы стоят по обочинам и без того забитых въездных магистралей, дожидаясь ночи, когда можно будет въехать на МКАД. В итоге Подмосковье встало в пробку даже по ночам.

Чего стоит ожидать от инициатив властей – сказать сложно. Можно только надеяться, что это не приведёт к очередным нежелательным и непродуманным последствиям. Как, например, очередной наплыв мигрантов, которые будут работать в этих кафе, ресторанах и бистро с одной медицинской книжкой на батальон.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram