Столичный департамент торговли и услуг собирается выставить оценку ресторанам и кафе. И. о. руководителя департамента Алексей Немерюк рассказал, что они совместно с бизнес-сообществом планируют начать выдачу знаков «Московское качество». По его словам, подобная идея поможет потребителю в выборе заведений, а также будет формировать гастрономический облик города.
В департаменте надеются, что этот проект найдёт отклик среди представителей общественных ассоциаций рестораторов и отельеров. При этом задачи по выдаче таких знаков лягут полностью на плечи общественников. Пока неясно, какие нормы и критерии будут для того, чтобы получить такой знак. Но их разработка, по словам и. о. руководителя департамента, должна вестись в тандеме чиновников и представителей бизнеса общепита.
Однако реакция у предпринимателей на инициативу властей явно не соответствует ожиданиям А. Немерюка. По большому счёту они не видят реальной необходимости в том, чтобы проходить подобную добровольную сертификацию.
Прежде всего не понятно, какие могут быть объективные критерии, которые станут предъявлять к кафе и ресторанам. В вопросах вкусовых качеств еды или дизайна помещения сложно что-то требовать, а вот проверкой той же пожарной безопасности или санитарных условий занимаются другие государственные органы. Поэтому неясно, зачем создавать дублирующую московскую организацию, которая, как Роспотребнадзор, будет зарабатывать деньги. Но разве что чуть более честным путём.
По мнению предпринимателя Романа Жигульского, такие меры имели бы смысл, если бы хоть кто-то действительно занимался контролем. «У нас в городе полно магазинов, которые торгуют алкоголем, не имея на то лицензии. Так и со знаками «Московское качество» получится. При желании подобный сертификат кто угодно сможет подделать», – говорит он.
По словам председателя ОЗПП «Общественный контроль» Михаила Аншакова, сама идея независимых конкурсов и оценок у нас дискредитирована. Потому что всё можно купить.
«Никакого реального контроля за деятельностью общепита нет. Более того, наше законодательство запрещает проводить контрольные мероприятия чаще чем раз в три года. Так что служит это всё, очевидно, простому сбору денег. Предприниматели будут платить за красивую, ничего не значащую бумажку, которой можно украсить стену в кафе», – говорит он.
Вообще все подобные «дипломы-фантики» не несут информации, но вводят в заблуждение потребителя.
В конце концов, лучшая оценка качества заведения – это доверие потребителя. И его не покупают дипломами. Здесь уже нужна репутация, которая складывается годами. Не зря мировые сети быстрого питания делают акцент именно на качестве продуктов и быстром обслуживании клиентов. Им не нужна дополнительная реклама или какие-либо сертификаты, чтобы об этом знал весь мир и толпами шёл в такие заведения.
«Этот вопрос обсуждался и раньше. Он был связан с тем, что московский общепит весьма разнообразен в плохом смысле слова. За редким исключением он никак и никем не контролируется», – рассказывает Дмитрий Несветов, председатель комитета по бытовому обслуживанию московского отделения «Опоры России».
Но эта история – палка о двух концах.
Спору нет, навести порядок в санитарном и потребительском плане полезно. Однако нельзя сказать, что рынок общественного питания в Москве настолько переразвит, что у властей должно быть желание что-то там регулировать. Наоборот, обсуждается открытие дополнительных кафе на первых этажах жилых домов и даже создание общепита прямо в столичных библиотеках.
«Понятно, что город должен выстраивать приоритеты, структуру, давать одним кафе зелёный свет, другим – нет. Власти для того и поставлены, чтобы следить за интересами и здоровьем граждан. А главное – не допускать проблем в общепите», – говорит Д. Несветов.
А они, к сожалению, есть. По большому счёту Санэпидемнадзор и Росптребнадзор в нынешнем виде никакого контроля и влияния не оказывают. Как мы понимаем, в нашей стране все органы, которые должны что-то регулировать, чрезвычайно коррумпированы. Нельзя дать гарантий, что они эффективны с точки зрения потребителя. Поэтому город и пытается найти новые рычаги, чтобы наладить на этом рынке контроль.
Но другая сторона этой идеи чревата целым рядом рисков и опасностей. Первое – неправильно, чтобы городские власти влезали в свободный (насколько это у нас возможно) рынок общепита. Безусловно, во всём мире существуют система сертификации и прочие механизмы, с помощью которых ранжируются вообще все предприятия. Но в большинстве случаев это делает не государственная структура, а общественная организация. Кроме того, она должна появиться не с подачи властей, а самостоятельно, исходя из требований рынка. При этом должен быть важный аспект – это доверие потребителя к такой организации. Здесь опять же важны и репутация общественников, и независимость, и понимание законов вообще всей сферы общепита.
«Если бы знаки «Московское качество» решила выдавать какая-нибудь авторитетная ассоциация рестораторов России – это было бы понятно. Но когда туда влезает государство, потребитель начинает страдать от всех «прелестей» нашей монополизированной экономики. Коррупция, вкусовщина, кумовщина и прочее», – подытожил Д. Несветов.
Нет никаких гарантий, что новая общественная организация не начнёт выдавать сертификаты только «своим» ресторанам и кафе. Или же под давлением карательных мер будет заставлять проходить добровольную сертификацию небольшие забегаловки. Тем самым пытаясь на них заработать или даже вообще вывести с рынка общепита в Москве. Мол, «независимые» общественники признали кафе некачественным.
Да и вряд ли какой-то сертификат поможет формированию некоего мифического гастрономического облика столицы. Поэтому очередная инициатива властей может пополнить списки бессмысленного и беспощадного.