Аргументы Недели → Город М № 25(367) от 04.07.2013

Душат магазины в «паутине»

, 18:15

Нынешняя осень может стать поворотной точкой в развитии интернет-торговли, так как покупки в интернет-магазинах будут теперь облагаться дополнительным налогом. Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов полагает, что новшество позволит снизить нагрузку на отечественные почтовые службы, подробнее здесь.

Пострадают москвичи

Москвичи привыкли к интернет-торговле. Ещё бы – скорость, доступность, относительная дешевизна. К тому же отсутствие очередей по сравнению с обычными магазинами. Это подтверждают и статистические данные. Так, при покрытии Интернетом более 90% населения Москвы более 80% столичных жителей хотя бы раз совершали покупку в Сети. И эти цифры растут на фоне общего роста культуры потребления в электронной среде, повышения доверия со стороны покупателей и накопления положительного опыта покупок.

Проблемы возникали в основном на этапе доставки товара то ли из-за резкого повышения количества покупок, то ли из-за слабого развития нашей транспортной инфраструктуры. Это можно считать основным сдерживающим фактором развития московского рынка интернет-торговли. Ситуацию осложнил апрельский «почтовый коллапс», подорвав доверие московских покупателей к интернет-магазинам (некоторые зарубежные и даже отечественные фирмы временно прекратили отправку посылок по России). В итоге главой ФТС Андреем Бельяниновым было предложено «оптимальное» решение проблемы с доставкой международных товаров российским гражданам – новый налог на покупки в Сети.

Цена вопроса

Введение нового налога пока окутано ореолом тайны: с каких товаров он будет взиматься, кто его будет платить и в каком размере? «Дело даже не в отрицательном влиянии на московский интернет-бизнес, – считает Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко», – а в пресечении возможности наших граждан легально приобретать более дешёвые качественные товары». Неудивительно, что почти 60% москвичей отдают предпочтение обычным магазинам. Ещё бы.Там можно всё увидеть своими глазами и проверить на ощупь. Но конкуренты в Интернете становятся всё более «осязаемыми». Тому способствуют хорошие фото и видео с изображением предметов. К тому же существуют подробные описания, виртуальные примерочные и выгодные условия возврата. Всё это привлекает москвичей. Очевидно, «новый налог служит интересам монопольных торговых сетей». Ведь цена – весомое конкурентное преимущество интернет-магазинов. «К сожалению, у нас вопросы налоговой политики чаще решаются в интересах олигархических структур, а не простых граждан», – добавляет Сергей Сергеевич.

Мало им налогов?

В настоящее время для товаров, так или иначе пересекающих границу, должны быть оплачены таможенные сборы и процедуры, а также налог на добавленную стоимость. Пошлину покупатель платит только в случаях пересылки грузов из-за рубежа стоимостью более тысячи евро. Предметы, приобретённые в зарубежных интернет-магазинах и доставленные по почте, не облагаются налогом на прибыль. В итоге продавцы получают преимущество по цене, а бюджет Москвы теряет огромные деньги. По мнению общества защиты прав потребителей, даже если новый налог будет касаться только товаров, закупаемых для продажи, пострадает в итоге рядовой покупатель.

Что же касается самой сферы интернет-торговли, то «всё зависит от ставки налога, – рассуждает Михаил Сидоров, ныне профессор РЭА им. Г.В. Плеханова, работавший заместителем председателя Государственного комитета РФ по статистике. – Если она будет большой, то обороты виртуальных продаж могут серьёзно сократиться».

По мнению специалистов, новый налог на покупки в Интернете может быть оправдан только для товаров, закупаемых ритейлерами для продажи. Он позволит «уравнять силы», максимально сократив разницу в цене, но едва ли повлияет на скорость и качество доставки. Для конечного потребителя такой налог выльется лишь в повышение затрат. Особенно пострадают жители небольших городов, вынужденные заказывать товары из отдалённых точек России, так как не имеют доступа к крупным торговым сетям. «Это в определённой степени дискриминация интернет-торговли по отношению к обычной», – считает М.Н Сидоров. С ним согласен и А.А. Ковалёв, российский общественный деятель, певец и композитор: «Вместо того чтобы создавать все условия для становления и расширения интернет-услуг, мы, наоборот, пресекаем реальные возможности для её развития».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram