С 1 июля 2013 г. в столице стартует очередной эксперимент в многострадальной сфере ЖКХ. В десяти районах столицы начнут работу Государственные бюджетные учреждения (ГБУ) «Жилищник» – организации, недавно созданные на базе столичных ДЕЗов. Они призваны в течение ближайшего времени взять на себя весь комплекс работ по обслуживанию жилого фонда – от капитального ремонта зданий до уборки придомовых территорий. Если верить ожиданиям властей, программа-максимум в этом эксперименте предполагает возникновение своеобразных «корпораций», которые завоюют доверие горожан безупречной работой и вытеснят с рынка «ненадёжных» частников. Эксперты в один голос твердят: объявленный «эксперимент» – не что иное, как очередная попытка установить городскую монополию в коммунальной сфере и показать, что в рыночных отношениях в системе ЖКХ Москва сегодня не заинтересована.
Пошли во двор!
К созданию ГБУ «Жилищник» московских чиновников, судя по всему, подтолкнула тайная, но давняя неприязнь к своеобразному разделению властей, которое существует в коммунальной сфере столицы и «разводит по разным углам» обслуживание многоквартирных домов и благоустройство придомовых территорий. За обслуживание домов отвечает выбранная жильцами управляющая компания, ТСЖ или (в большинстве случаев) районные ДЕЗы, многие из которых, несмотря на все попытки их акционировать, так и остались подконтрольными городу ГУПами. Придомовыми территориями и их благоустройством занимаются подрядные организации, которые выбираются по тендеру. Этих подрядчиков на один двор может быть несколько: один обеспечивает подметание дворов, другой обновляет качели и горки, третий чистит крыши зимой. И, хотя все прекрасно знают, что случайные фирмы эти тендеры, как правило, не выигрывали, формальная неподвластность «дворовой» сферы городским властям чиновников, видимо, всё-таки нервировала.
Готовя нынешнюю реформу, «хозяева города» объявили главным злом как раз невозможность уследить за подрядчиками и тот факт, что один двор могут обслуживать несколько фирм. По мнению власть имущих, такая ситуация порождает несогласованность действий и, как следствие, неэффективность работы. В итоге было провозглашено, что с делом гораздо лучше справится одна организация, берущая на себя весь комплекс придомовых работ и финансируемая из госбюджета. Логичным продолжением этой мысли стала идея о том, что неплохо бы отдать этой «одной организации» заодно и обслуживание домов (для начала тех, которыми занимаются ДЕЗы). Именно так и родились ГБУ «Жилищник»: в теории – «инновационные» конторы, а по сути – советские ЖЭКи, возвращающие столичное ЖКХ в конец 80-х годов прошлого века.
«Никакой это не эксперимент! – убеждён Вячеслав Гуменюк, сопредседатель движения «Жилищная солидарность». – Я детально читал постановление правительства Москвы, в котором регламентируется создание «Жилищников». Там не указаны ни цель эксперимента, ни его сроки, ни критерии результативности. То есть «проведением опыта» тут и не пахнет: город элементарно подминает коммунальную сферу под себя».
А дело будет так…
По словам В. Гуменюка, сама реформа, судя по всему, начнётся с того, что ГБУ «Жилищник» в экспериментальных районах возьмёт на себя благоустройство территорий возле домов, обслуживаемых ДЕЗами (с подрядчиками, считает эксперт, здесь уже разобрались – либо не объявляли новый тендер по истечению старого, либо, что не исключено, досрочно разорвали контракты). Вторым шагом станет формальное объединение «Жилищника» с ДЕЗом, в результате чего получится тот самый «советский» ЖЭК, который чуть погодя, как предполагают эксперты, может пойти в атаку на частные управляющие компании.
«Мне известны случаи, когда ДЕЗы попросту выдавливали частные компании из сферы управления многоквартирными домами, – говорит депутат Госдумы Галина Хованская. – Вполне возможно, что сейчас этот процесс активизируется».
Нынешняя реформа заставляет обратить внимание на забавный парадокс. Продвигая создание «Жилищников», городские власти очень часто апеллируют к мнению самих горожан – и, надо признаться, находят немалую поддержку. В частности, многие москвичи считают, что «государственных» коммунальщиков в случае чего проще призвать к ответственности. Тем не менее противники реформы эту точку зрения не разделяют.
«Люди очень быстро забыли, как они в своё время ругали «единые» организации и мучились оттого, что от ненавистного ЖЭКа или ДЕЗа никуда не деться, – рассуждает Г. Хованская. – Монополия никогда не приводила к хорошим результатам, и мы это уже проходили. Впрочем, не исключено, что на эту реформу обратит внимание Федеральная антимонопольная служба: ведь иначе как подавлением конкуренции подобное не назовёшь».