Согласно опросам около 17% жителей столицы предпочитают парки аттракционов всем другим развлечениям. Высокий спрос требует пристального внимания к исправности каруселей, автодромов, колёс обозрения и башен падения. Регулярные проверки в Москве ведутся, но официальных документов, регламентирующих правила безопасности, пока недостаточно.
В выходной день в Измайловском парке многолюдно. Под аттракционы выделено несколько специальных зон. Москвичи с детьми, а также молодёжь активно пробуют на себе экстремальные развлечения. Разброс цен на механические аттракционы – от 80 до 250 рублей.Самым захватывающим выглядит «Дракон», созданный наподобие «американских горок». Несколько мини-паровозов мчатся на высокой скорости и даже выделывают «мёртвую петлю». По соседству работает карусель «Вальс», которая выглядит вполне безобидно, красиво раскручивая людей на круглой платформе. Операторов в парке явно не хватает. Для маленьких посетителей здесь также предусмотрены развлечения. «Я испугался, а ребёнок – нет», – делится впечатлениями пожилой мужчина с четырёхлетней внучкой. Сойдя с аттракциона «Калипсо», они бодро направляются к другим развлечениям…
Кто отвечает за безопасность
Сегодня на территории Москвы работает около 600 аттракционов, преимущественно зарубежных. У нас почти не осталось своих производителей. Самый известный из существующих – Ейский завод «Аттракцион». Именно на нём были выпущены колёса обозрения для Измайлово и Сокольников.
Отечественные производители выделяются тем, что выпускают самые большие в России механизмы. Такие гиганты, как колесо «Москва-850» на ВВЦ высотой 70 м, колесо в Лазаревском высотой 80 м или катальная гора «Кобра» высотой 46 м, были изготовлены московской компанией «МИР».
И всё же отечественных аттракционов в городе не более 10%. Преобладают в московских парках механические развлечения, которые поставляются в основном из Италии и частично из Германии.«Во-первых, зарубежные поставщики предлагают разнообразие, – говорит Анатолий Боярков, директор Измайловского парка культуры и отдыха. –Во-вторых, они более надёжные. Качество российских, напротив, оставляет желать лучшего и с точки зрения эксплуатации, и с точки зрения внешнего вида».
Надзор за стационарными и передвижными механизированными агрегатами осуществляет Спецгостехнадзор.«В начале текущего сезона эксплуатации мы проверили большую часть таких механизмов Москвы, – рассказывает Дмитрий Останин, начальник отдела по надзору за аттракционной техникой Спецгостехнадзора. –На сегодняшний момент мы выдали 164 новых талона на каждую единицу аттракционной техники. С прошлого года продолжают действовать разрешения, выданные ранее на 320 аттракционов».
С начала мая с помощью системы городского видеонаблюдения выявлено около 350 нарушений. Чаще всего недочёты связаны с работой оператора, который оставляет аттракцион без присмотра. Второе, наиболее часто встречающееся нарушение, – отсутствие ограждения. В случае серьёзных нарушений владельцам выписываются штрафы от 5 до 10 тысяч рублей.
Однако Владимир Гнездилов, президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА),считает, что проверок такого рода недостаточно. Законный надзор появится только после ввода в действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности аттракционов». К слову, официальные требования к операторам аттракционов сегодня также отсутствуют.
На что обращать внимание
На каждом аттракционе должен быть специальный номерной знак. Если его нет – значит, он не зарегистрирован. Кроме того, должен быть ещё талон допуска, очень похожий на автомобильный документ техосмотра. Его можно найти на кассе либо при входе. «Если человек видит эти два документа, он может считать, что аттракцион проверен», – говорит Михаил Прохоров, начальник Спецгостехнадзора ОАТИ.
Оператор обязан иметь удостоверение о том, что он прошёл обучение и допущен к эксплуатации. «Посетители могут оценить и внешний вид аттракциона, продолжает тему Анатолий Боярков. – Кроме того, на каждом из них можно найти правила его использования. Ведь более 90% тех несчастных случаев, которые случаются на аттракционах, происходят по вине посетителей, которые были недосточно внимательны». В заключение стоит отметить, что информация по аттракционам, расположенным в Москве, размещена на портале открытых данных правительства Москвы. И если вы заметили в городе подозрительный агрегат, законность его работы всегда можно проверить.
Аргумент конструктора
Владимир Гнездилов, президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА):
– Москва по сравнению с крупными городами Европы и Америки в отношении аттракционов имеет свою специфику. В последние годы здесь существовало 10–15 небольших парков с аттракционами и два относительно крупных – «Чудо-Град» в Парке им. Горького и парк аттракционов на ВВЦ. Но наши парки аттракционов не являются тематическими, как на Западе. Мешают этому отсутствие собственности на землю и гарантий для инвесторов в плане защиты собственности.
Два года назад власти Москвы сделали «гениальное» открытие: если у тебя нет денег и фантазии создать аналог Диснейленда, то надо попытаться доказать населению, что самый современный тренд – это лежаки на лужайке, оборудованные wi-fi. Так за 2–3 года аттракционы в Москве постепенно уничтожаются. В других крупных городах России их развитие происходит более динамично.