По данным статистики, продажи газет и журналов в точках розничной продажи сократились примерно на 11%, одновременно с этим уменьшился и общий тираж печатных изданий. Наблюдается и снижение количества киосков: эксперты утверждают, что при сохранении нынешней ситуации они могут исчезнуть совсем через 2–3 года. Нужны ли киоски в том виде, в котором они существуют сейчас, или же с ними пора расстаться ввиду отсутствия рентабельности?
Помогут льготы
– Я с детства привыкла покупать в киосках газеты и журналы, – сказала «АН» поэтесса Лариса Рубальская. – Меня к этому приучили бабушка и дедушка, и я даже не могу себе представить, если вдруг их не будет.
В ходе круглого стола, который недавно состоялся в Союзе журналистов Москвы, прошла информация о массовом закрытии палаток печатной продукции: только за прошлый год отрицательная динамика составила около 3%. А 800 из 2800 киосков и магазинчиков не работают вовсе.
– С тех пор как появился Интернет, я не знаю, что такое бумажное издание, – сказала «АН» телеведущая Елена Ханга. – Последний раз в киоске я купила газету «Московские новости», когда её главным редактором был Егор Яковлев. Зато моя свекровь обожает читать газеты и журналы и покупает их именно в киосках.
По мнению предпринимателей, решить эту проблему можно с помощью субсидий, как это делается, например, во Франции. В качестве таких мер могли бы выступать льготные ставки по аренде земли, снижение тарифов на электроэнергию и увеличение сроков сдачи земли до 10 лет.
Что касается поддержки киосков на плаву, – продолжает Елена Ханга, – то имеет смысл изучить западный опыт. В США, где 80% населения, в том числе и старшее поколение, знакомы с Интернетом, буквально на каждом углу есть киоски, где продаются СМИ и книжки. Если это рентабельно в Нью-Йорке, то почему это же нерентабельно в Москве? Надо всё проанализировать: тут либо дорогая аренда киосков, либо какая-то неадекватная цена тех же СМИ…
Как сообщил председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин, держать киоски довольно невыгодно, а зарплата работников киосков очень низкая. Кроме того, цены на аренду растут, а спрос на печатные издания падает: через два-три года киосков может не остаться вообще. Также распространители заявили, что город мог бы выделять киоскам прямые субсидии и предоставлять целевые льготные кредиты, а сами киоски могли бы «подрабатывать» при помощи рекламы. Все эти предложения были отправлены в столичный департамент СМИ.
– По-моему, киоски нужно поддерживать, продолжает Лариса Рубальская. – Там продают и книжки, и журналы, и другую печатную продукцию. Пока они есть, к ним есть и интерес, а если киосков не будет, то будет очень жалко. Да, у меня есть Интернет, но я всегда журналы и газеты покупаю именно в киосках. Но дело, по-моему, даже не в Интернете. Вот когда вымрут люди, которые пользуются киосками, скажем, такие как я, то и киосков не будет. Я ни разу не видела, чтобы молодые люди что-то покупали в киосках. Всё это вымирает вместе с поколением.
Еда на газетке
Другие участники круглого стола предложили расширить ассортимент товаров в киосках печатной продукции продуктами питания, галантереей, а также абонементами и проездными билетами. Сторонники этой меры указывают на то, что пресса является товаром «импульсного» спроса, то есть потребитель, покупая, например, продукты питания и заметив на соседнем прилавке газету или журнал, приобретёт и их.
В ответ на это руководитель столичного Департамента СМИ и рекламы Владимир Черников выразил опасение, что после увеличения спектра товаров могут появиться дельцы, которые будут официально торговать алкоголем. Для того чтобы не допустить этого, он предложил детально проработать ассортимент.
Недавно глава департамента заявил, что вопрос компенсации затрат на аренду будет проработан до конца июня. В дальнейшем торговые точки могут вернуться к ставкам 2011 г. или к минимальной ставке в 3,5 тыс. рублей. Проблема журнальных киосков имеет и другую сторону: в ноябре прошлого года департамент СМИ и рекламы Москвы заявил о «неправомерных действиях ОАО «Российские железные дороги», которое занимается ликвидацией киосков с прессой у вокзалов.
По данным департамента СМИ, на столичных вокзалах уже ликвидировано 35 киосков с газетами и журналами, хотя у распространителей есть вся разрешительная документация на торговлю. Новым монополистом по распространению печатной продукции станет дочерняя компания РЖД, и предприниматели видят в этом нарушение принципов свободной конкуренции. В то же время газетные ларьки «попадают под горячую руку» при сносе незаконных палаток. А действительно незаконные палатки сносят избирательно.
– К сожалению, исчезновение киосков – это уже необратимый процесс, – заявил «АН» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. –Действительно, люди отказываются от печатных СМИ и не воспринимают их как ту ценность, за которую нужно платить. Конечно, это плохо, потому что издания всё больше и больше зависят от спонсорства и рекламодателя. Последствия всего этого – ослабление независимой прессы. Если субсидировать те же киоски из бюджета, то, понятно, что у кого-то мы будем забирать деньги. Хорошо, если это будут расходы на чиновников. А если это будут расходы на здравоохранение? Обратная сторона всего этого – либо политическая, либо экономическая цензура…