Метро в ближайшее время, судя по всему, ждут кадровые перестановки. Правопорядок на метрополитене оставляет желать лучшего. Торгуют без разрешения, попрошайничают, распространяют поддельные документы, и это несмотря на наличие полицейских и видеонаблюдение. Что мешает пресечь эту нелегальную деятельность?
Начнём с того, что в метро торгуют билетами с рук. Всюду, где в часы пик есть очереди в кассы, снуют нелегальные продавцы. Пресечь их деятельность полицейским пока не удаётся. «На каждой станции работает 1–2 сотрудника полиции, они не в состоянии справиться сразу со всем, – говорит заместитель начальника 4‑го отдела полиции по охране общественного порядка УВД на Московском метрополитене подполковник Олег Гагарин. –Билеты у дельцов настоящие, с подделками мы за последний год не сталкивались. Привлекать этих нарушителей к ответственности сложно. Они не носят документы, а неустановленную личность привлечь к административной ответственности нельзя. Более того, мы не имеем права конфисковать карточки, ведь ими владеют на законных основаниях».
От пассажиров жалоб обычно не поступает: документы подлинные, и поездок на них столько, за сколько заплачено. А вот в кассах, между прочим, иногда обманывают. Все пострадавшие описывают одну и ту же схему. На приобретённой карточке не указано количество поездок. А на турникете высвечивается меньше поездок, чем было оплачено. Вернуть кассиру такой билет или доказать факт «ошибки» почти невозможно. Поэтому в полицию граждане по этому поводу не жалуются. Подполковник О. Гагарин утверждает, что за всё время своей работы не сталкивался с подобными заявлениями, возможно, речь идёт об ошибке кассиров. Но он рекомендует сохранять чек и сразу проверять карточки на специальном жёлтом приборе. На каждой станции есть старший кассир. Так что обратиться можно к нему для разрешения конфликтных ситуаций.
В переходах и на станциях всё ещё стоят люди с табличками: «Диплом», «Регистрация». Удивительно: ведь любой документ легко проверить, недоумевает подполковник полиции Олег Гагарин. Он утверждает, что торговля аттестатами в метро почти анахронизм. Но полностью её искоренить пока невозможно. Поддельных документов продавцы при себе не держат, получить их можно за пределами метро…
А в вагонах пока вольготно чувствуют себя коммивояжёры. Чаще встречаются представители сетевого маркетинга, работающие индивидуально. Они пристают к пассажирам с вопросами. После установления контакта последние презентуют свой товар, используя ряд психологических приёмов: убеждают, что только здесь и сейчас можно сделать покупку по самой низкой цене.
Вольному доля
Попрошайничество в метро – это хорошо организованный вид криминального бизнеса, – уверена руководитель благотворительного проекта «Территория детства» Татьяна Кузнецова. По её словам, волонтёры благотворительных организаций многократно предлагали социальную помощь просителям милостыни. Обещали даже жильё и работу. Готовы были помочь с устройством детей в детский сад. Однако ни один из попрошаек не заинтересовался. И не потому, что слишком хорошо живут, считает Татьяна Кузнецова,а потому что боятсясоглядатаев. Попрошайки живут в рабских условиях, от прибыли им достаётся малая часть.
Некоторые подают по религиозным соображениям. Вот мнение председателя Синоидального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: «Нуждающимся нужно помогать. Но это не значит, что при виде попрошайки следует отключать голову. Настоящее благо для них – это не получить мелкую купюру, а вернуться в нормальные условия, к обычной человеческой жизни. Поэтому людям, что на одной и той же линии метро в течение полугода заученным текстом говорят неправду, я не подаю».
По приблизительным подсчётам, доход попрошайки составляет около 2 тысяч рублей в час. Контролируют этот бизнес цыганские преступные группировки. Они дают оставшимся без средств ночлег и еду. По закону говорить в таком случае о незаконном удержании не приходится. Статья 172 «Использование рабского труда» в данном случае не работает, поскольку потерпевшими эти работники не являются и заявлений не пишут. Статья 151 «Вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий» тоже не работает. Чтобы доказать факт вовлечения несовершеннолетнего, требуется систематичность нарушений. Одного привода в полицию недостаточно. К тому же опытные «наставники» детей отправляют малолетних на заработки одних. И пока последние утверждают, что просят милостыню добровольно, привлечь их организаторов к ответственности нельзя. Взрослым «покровителям» грозят только штрафы. А дети отсидят часа три в отделении и отправляются прямиком обратно «на работу». В центры социальной реабилитации не идут, а полиция не может их туда направить без добровольного согласия.
Зона мигрантов
Москвичей ещё очень беспокоит скопление мигрантов в столичной подземке. Руководитель группы содействия ФМС молодёжного движения «Светлая Русь» Игорь Мангушев считает места их «тусовок» криминальными. На этих сходках предлагаются услуги проституток, поддельные документы, наркотики и нелегальное трудоустройство. «Правоохранительные органы в курсе, но бездействуют, – заявляет он. – Эти виды бизнеса приносят гораздо больший доход, нежели попрошайки, а потому и «крыша» у них серьёзнее».
Подполковник О. Гагарин не подтверждает эту информацию. Помощь в трудоустройстве среди этих людей действительно распространена. А факты торговли наркотиками и сводничество полиция опровергает. Проститутку легче найти на поверхности земли. Что же касается торговли наркотиками – данные ошибочны. Пассажиры часто становятся свидетелями того, как мигранты передают друг другу небольшие пакетики. Однако многочисленные проверки подтверждают – это «насвай», разновидность табачного изделия. Если за какое-то из вышеперечисленных правонарушений мигранта всё же задерживают… то через 48 часов его всё равно отпускают. По личному мнению Олега Гагарина, наиболее доступный и действенный метод борьбы с преступлениями в среде мигрантов – депортация. Но решение этого вопроса – не в компетенции полиции.