Часто нам свойственно упрекать стариков за их ворчливость, желание научить и наставить нас на путь истины. Но задумывались ли мы о том, кто это будет делать, когда их не станет? Ведь именно за ними, за нашими ветеранами, и стоит, кажется, последний форпост морали, истинного духа и патриотизма. Как и чем сейчас живут наши ветераны, мы поговорили с заместителем председателя Московского городского совета ветеранов войны и труда, писателем Львом НУЖДИНЫМ.
Сейчас в Москве живут два миллиона ветеранов, из них – всего 143 тысячи 340 ветеранов Великой Отечественной войны, а инвалидов и участников ВОВ – 32 тысячи. Количество участников той войны неудержимо сокращается с каждым годом. В прошлом году в столице ушли из жизни 4217 человек. Интенсивность ухода из жизни участников ВОВ по естественным причинам почти в два раза выше, чем у обычных пенсионеров.
Список помощи достаточно большой, сюда входят медицинское обслуживание, обеспечение жильём, оказание адресной помощи одиноким и лежачим больным. Лев Георгиевич напоминает, что Городской совет ветеранов войны и труда (МГСВ) – самая крупная общественная организация в городе. Так вот, за последнее время МГСВ внёс 20 предложений в правительство Москвы по улучшению жизни этих пожилых людей, и 18 из них были реализованы. Участники войны сейчас освобождены от оплаты за жильё, коммунальные услуги и телефон. Труженики тыла оплачивают половину стоимости за коммунальные услуги и телефон и имеют возможность получать бесплатные лекарства. За четыре года ветераны получили 40 тысяч товаров длительного пользования, например, телевизоры, холодильники, стиральные машины.
Адресная помощь
В прошлом году было выдано 130 тыс. путёвок в различные санатории. Впервые и пока только в Москве начали действовать санатории на дому. Такой вид уникального обслуживания был придуман четыре года назад для тех, кто физически не может преодолеть дорогу, кому уже сложно передвигаться. Для таких людей дома создаются все возможные условия. Так, в течение 21 дня к больным приходят различные специалисты, ставят диагноз, помогают принимать процедуры и выдают определённое питание. Этим методом социального обслуживания сейчас заинтересовались даже американские специалисты. Бесплатная система «тревожной кнопки» для больных – единственная подобная в мире. Такие кнопки были установлены в квартирах у 19 человек. Помимо этого с 786 ветеранами работают 125 патронажных сестёр, а к 527 одиноким старикам были приставлены 460 сиделок.
Нельзя также не упомянуть и о системе адресной помощи. В прошлом году в одном только Западном административном округе Москвы продовольственную помощь получили 2100 одиноких ветеранов, бесплатно кормили горячими обедами более 2500 человек, 491 ветерану были предоставлены санитарно-гигиенические и патронажные услуги, было отремонтировано 230 квартир и заменено более 150 единиц сантехники, газовых и электроплит… Подобные работы проводятся во всех округах Москвы.
Тем не менее это не значит, что в медицинском обслуживании ветеранов нет проблем. Наоборот, пожилые считают, что проводимая реформа здравоохранения не даёт пока желаемых результатов в столице. Жалуются на рост цен на лекарства и недостаточный профессионализм врачей. В поликлиниках стало сложнее записаться к хорошему специалисту, поскольку лучшие врачи ушли работать в медицинские центры. Люди обращают внимание на то, что сейчас проблема номер один – отсутствие профессионалов в поликлиниках.
С этим согласен даже Департамент здравоохранения города. Да, работает электронная система записи к врачу, но, если машина сообщает ветерану, что он сможет попасть к врачу только через две недели, от этого старику не становится легче. Другая проблема – первоочерёдность приёма «коммерческих больных», то есть тех, кто платит за обслуживание. Равноправия среди больных, увы, нет. Помимо этого ветеранов волнует частое отсутствие бесплатных лекарств в аптеке. К тому времени, когда наконец в ассортименте аптеки появляется необходимое лекарство, подчас приходит и конец срока действия рецепта. И надо опять идти по кругу. Да и цены на лекарства растут с бешеной скоростью! Никто не влияет на ценообразование. Эти проблемы, на мой взгляд, требуют как федерального, так и регионального решения. И всё же в других областях страны московские проблемы и запросы кажутся смешными, ведь там подчас отсутствует самое элементарное.
Молодым о войне
Но не стоит думать, что наших ветеранов волнуют исключительно социальные проблемы и отсутствие лекарств. Чем только не интересуются старики! Они часто просят компьютеры! Работают и играют на них, несмотря на то, что врачи иногда бывают против такого современного и не очень полезного для пожилых людей увлечения. Но, если ветеран считает, что компьютер ему нужнее, чем стиральная машина, социальные службы идут ему навстречу, при условии что компьютером будет пользоваться именно он сам, а не его дети, внуки и правнуки. Есть ещё одна тенденция в увлечениях ветеранов – сейчас они предпочитают читать классическую литературу, а не современную. Особый интерес к классике через пожилых людей очень быстро передаётся их соседям, друзьям и родственникам. Льву Нуждину часто рассказывают работники библиотек, что молодёжь у них стала чаще просить таких «забытых» авторов, как Фадеев и Твардовский. Думается, что без идейного влияния стариков здесь не обходится. Пожилые люди, безусловно, так же как и молодые, нуждаются в информационной подпитке. А ещё Лев Нуждин считает, что главным приоритетом для стариков стало участие в общественно-политической жизни: «За последние три года патриотическое воспитание в Москве приобрело особое значение. Например, в городском совете ветеранов работают 600 лекторов, а в День знаний перед учащимися выступают более 3 тысяч ветеранов.За три года было издано 50 наименований книг тиражом более 60 тысяч экземпляров, написанных ветеранами, в основном это мемуары. Ветераны участвуют как в сугубо военно-исторических мероприятиях, так и в шахматных фестивалях, активно ходят в театры, посещают выставки и ездят на экскурсии».