В Москве есть места, куда постоянно хочется возвращаться, они наполнены особенной энергетикой и историей. Усадьба Кусково как раз относится к таким знаковым точкам города, это уникальный памятник культуры XVIII века. До наших дней здесь сохранилось более 20 уникальных архитектурных объектов, а также единственный в Москве французский регулярный парк с мраморными скульптурами, прудами и павильонами. Директор музея-усадьбы Сергей АВДОНИН рассказал нам о проходящей здесь реставрации и тонкостях усадебной жизни.
Тридцать два года спустя после серьёзной реставрации усадьбу Кусково было решено вновь почистить, обновить, сейчас здесь проходят разноплановые реставрационные работы с учётом исторических особенностей. В Большом дворце обновился фасад, а вот в Оранжерее и Эрмитаже проходит «реставрация с приспособлением под современное использование» – так значатся в документах эти обновления. Большая каменная Оранжерея во времена Шереметева использовалась по прямому назначению, сейчас же там располагается выставка фарфора. Почему сегодня в этом месте невозможно полноценно выращивать растения? Дело в том, что во внутренних стенах Оранжереи было спрятано огромное количество воздуховодов, которые использовались для отопления. В подвале стояли печи, возможно, дровяные, таким образом, отапливались стены. Поэтому зимой сюда с улицы приносили различные теплолюбивые растения и деревья, растущие в кадках, – померанцевые, лимонные, апельсиновые и многие другие. Сейчас здесь будет работать современная система кондиционирования и вентиляции. Благодаря этому микроклимату в Оранжерее можно будет экспонировать произведения разных видов искусства. До того усадьба не могла приглашать к себе выставки из других музеев. Вещи же, постоянно живущие здесь, уже привыкли к этой атмосфере, поэтому и не разрушаются.
Деревянный дворец
Немногие посетители Кускова знают о том, что Большой дворец, построенный в 1760-х годах, – деревянный, из лиственницы, камень использовался только в цоколе. Дерево сохраняется благодаря тому, что на дом не воздействуют резкие скачки температур и влажности. Дело в том, что дворец не отапливается, как и 250 лет назад. Кстати сказать, электричества здесь также нет, поэтому посетителей пускают во дворец только до конца светового дня. Так вот во время реставрации работники вскрывали тёс, которым обшит дворец, это обследование показало замечательную сохранность дерева. Единственное, что делают работники усадьбы, – выгоняют жучков, для чего обрабатывают дерево специальным химическим составом.
В Эрмитаже как-то раз…
Этот симпатичный домик был закрыт для посещения с 40-годов прошлого века. При графе Шереметеве на второй этаж можно было попасть только с помощью лифта, который тянули крепостные. На верхний этаж, где проходили обеды, поднимали стол и различные блюда. То есть обслуживающий персонал, не заходя на второй этаж, подавал все яства с помощью подъёмного механизма. Стол был рассчитан на 12 персон, а всё сферическое здание занимает примерно 220–240 кв. метров. По описаниям, этот дом был очень красив. Теперь в Эрмитаже проходит большая реконструкция. Поскольку это здание каменное, то проектировщики решили, что отопление, которого там при графе не было, может сейчас появиться.
Окончание реконструкции Эрмитажа намечено на ноябрь 2013 года. Там будут воссозданы интерьеры второго парадного этажа: роспись, паркеты, потолочные плафоны. В четырёх кабинетах сохранились старый паркет и потолочная роспись – «Времена года». Не сохранившийся паркет будет реконструирован по историческим описаниям и по аналогии с тем, какой сейчас лежит в кабинетах. А вот что касается подъёмного механизма, то ни одного из его элементов не сохранилось. Сейчас нет смысла воссоздавать деревянный механизм, ведь он очень недолговечен в использовании, и его придётся часто менять. Работники усадьбы Царское Село, которые поступили аналогично, поделятся со своими коллегами описаниями механизма и принципом его работы. В отреставрированном Эрмитаже посетители смогут увидеть мультимедийный фильм, рассказывающий об этом лифте.
Уже в мае посетители парка смогут насладиться обновлённым большим прудом – здесь прошла его экологическая реабилитация. Заказчиком по проектированию и работам был департамент ЖКХ города Москвы, его подразделение Мосводосток. Сергей Авдонин признаётся: «К сожалению, эта организация не в полной мере выполнила наши пожелания – провести реальную историческую реконструкцию набережной. Сохранились точные описания, гравюры и описания набережной Большого дворцового пруда, примыкающей к северному берегу. Там были белокаменная балюстрада, пристань, красивый спуск к воде… Безусловно, технически и экологически этот проект был выполнен безукоризненно, а вот исторический фактор не был учтён». По мнению Сергея Авдонина, исправить оплошности можно, только создав другой, отдельный контракт и привязав историческую часть к той, что сделана.
Вандализм
Во время чистки дна Большого пруда была спущена вся вода. Чего только не нашли там – от бутылок до парковых скамеек и биотуалетов! Интересно, что три года назад по контракту с департаментом ЖКХ города Москвы на территории усадьбы и в лесу были размещены кабинки биотуалетов. Фирме, обслуживающей работу туалетов, приходилось раз в три дня вылавливать синие кабинки из пруда. Из-за элементарного бескультурья наших граждан теперь нормальным людям приходится справлять свои физиологические потребности непосредственно под кустами, поскольку фирма решила убрать все кабинки.
Да, туалеты не трогали в самой усадьбе, поэтому эти важные приметы цивилизации здесь по-прежнему стоят. Однако культурному поведению нашим людям нужно ещё учиться и учиться. Работники усадьбы не устают напоминать посетителям, что в парке стоят настоящие древние 250-летние вазы и скульптуры и, даже очень любя их и желая с ними сфотографироваться, не нужно залезать на эти итальянские произведения искусства. Например, недавно работники парка нашли на одной из статуй, стоящей возле Грота, надпись из трёх букв. Казалось бы, какая ерунда. Но химический состав маркеров настолько въедается в статуи, что процедура ликвидации надписи становится достаточно трудоёмкой и дорогостоящей. Думал ли тот «писатель», что уничтожение его «труда», а по сути, реконструкция исторической ценности будет стоить усадьбе 50 тыс. рублей?
Мечты, мечты
В собственной коллекции Кускова значится полная портретная галерея, которую собирал граф Шереметев, – в ней 122 портрета. Эту выставку пока ещё никто не видел, и директор мечтает найти подходящее для неё место. Сейчас картины хранятся в Кухонном флигеле. У Сергея Авдонина есть одна задумка, которая, к сожалению, может сбыться не в скором времени. За территорией усадьбы, рядом с ней, можно воссоздать Дом уединения, разрушенный в конце XIX века из-за того, что он пришёл в негодность. Тем не менее сохранились его чертежи, обмеры и рисунки фасадов. Это был одноэтажный дом размером 600 кв. м, он не имел особых архитектурных красот. Любопытно, что хозяева жили именно в Доме уединения, а не во Дворце, ведь красивые палаты – это только декорация, где принимали гостей, давали обеды и балы.
Так вот, в подвале Дома можно было бы создать фондохранилище и в это здание перевезти всю администрацию усадьбы. Если освободить Кухонный флигель – также историческое здание 1750-х годов постройки – и отреставрировать его, то здесь было бы здорово устроить экспозицию на тему кухни. Подобная реставрация Кухонного флигеля прошла в Петергофе: были воссозданы старинные печи, общая бытовая обстановка. Для реализации этого серьёзного проекта в Кускове необходимо разрешение столичного мэра.