Столичные кинозалы замерли в преддверии смутных времён. Казалось бы, число залов в городе растёт – но тут в их жизнь вмешались новые законодательные инициативы. Внесённые за последние два месяца в ГД законопроекты о квотировании кино устанавливают для отечественных фильмов значительно больше экранного времени. С одной стороны, вроде бы неплохо. Но где взять такое количество качественного продукта, чтобы московские залы не пустовали?
Почём искусство для народа
Законодатели сейчас готовят несколько инициатив, для того чтобы российские картины заняли значительно больше прокатного времени, чем иностранные. Автор первой идеи предлагает выделять на наши фильмы не менее 20% экранного времени. В противном случае нарушители будут серьёзно наказаны рублём – штраф для несознательных кинозаведений составит от 100 до 400 тыс. рублей.
Автор второго законопроекта посчитал, что 20% слишком мало для российского кино. Оно достойно большего. Потому предложил отдать меньшую часть зарубежным лентам, а (80%) соответственно – отечественным. Казалось бы, с таким раскладом для нашего творчества наступят добрые времена: российские картины заполнят кинотеатры. К тому же бюджет фильмов от увеличения доли в прокате вырастет в разы…
Однако, «чтобы обеспечить 80% прокатного времени под российские картины, нужно выпускать гораздо больше фильмов, – а у нас их пока выходит мало. Кинотеатрам будет нехватать новых фильмов», – считает генеральный директор ГБУК «Московское кино» Василиса Орестова.Зрители начнут массово скачивать фильмы в Интернете, покупать DVD-диски, Всё это может привести к кризису кинопроката. Где же найти оптимальное количество качественных российских произведений, чтобы залы не пустовали? «Увы, пока ещё многие отечественные ленты невысокого качества. Поэтому они неинтересны зрителю», – говорит Орестова.
Есть ещё одно предложение, как отечественному кино победить в конкурентной борьбе. По мнению отдельных депутатов, иностранные фильмы надо впредь облагать НДС. В случае введения такого налога билеты, конечно, подорожают. «Мы, как государственные кинотеатры, имеющие господдержку, можем и не повышать стоимость, скорее всего цены будут диктовать дистрибьютеры», – уверена Орестова.
Ставка на качество
В один голос специалисты заявляют, что с помощью квотирования кинопрокат, увы, не сделать конкурентоспособным. Решение есть только одно – создавать качественный продукт. «Люди смотрят фильмы не потому, что вообще ходят в кинотеатры. Они выбирают тот фильм, который им нравится. Поэтому задача должна стоять – не квотировать картины, а сделать их интереснее», – отмечает заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, режиссёр Владимир Бортко.
Без экономической поддержки российское кино не станет ни качественнее, ни, как следствие, популярнее. «Во-первых, для производителей отечественных фильмов нужно сделать небольшую кредитную ставку – близкую к нулю. Во-вторых, обязать кинотеатры давать точные сведения о том, сколько заработал фильм. И наконец, в-третьих, изъять из американского кинематографа примерно 100 миллионов долларов, которые они зарабатывают у нас, будучи лишёнными НДС.Эту сумму нужно срочно вернуть в казну, а из казны – на производство русских фильмов», – утверждает Владимир Бортко. С решением вопроса поддержки нашей кинопродукции разрешится и вопрос посещаемости кинозалов.
Кинотеатры широкого профиля
Подстраховать кинотеатры от непосещаемости можно и другим способом – сделать их досуговыми центрами широкого профиля. Эксперимент уже начали ставить, прежде всего на муниципальных кинотеатрах. Именно их в первую очередь будут перепрофилировать в многофункциональные творческие и развлекательные центры. Главное условие властей – кинопоказы должны оставаться прерогативой.
Идея совершенно правильная, опробована во многих странах. Если по всей Москве появятся аналогичные центры притяжения, то все: и организаторы, и жители должны выиграть. Что же станут представлять собой по-новому оборудованные кинотеатры? В них будут не только крутить кино, но и показывать спектакли, концерты, давать место для творческих кружков. «Речь идёт о многофункциональных досуговых центрах для районов, вместе с тем кинопоказы останутся нашей главной работой», – замечает Орестова.
Как работает нововведение – уже сегодня можно увидеть на примере кинотеатра «Спутник», открывшегося после масштабной реконструкции. В кинозале на 238 мест, ранее предназначенном только для показов, установили специальную сцену для театральных постановок. В центральном фойе, на дополнительной небольшой сцене, могут проходить концерты и выступления, дискуссионные клубы и мастер-классы.
Следующим на очереди в этом эксперименте – кинотеатр «Художественный», в котором уже нынешним летом начнётся ремонт. По словам руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова, после реконструкции в нём планируются выставки федерального Музея кино, а также организация летнего кинотеатра. В общей сложности такая перестройка коснётся 64 муниципальных кинотеатров. К слову, всего в столице насчитывается более 200 помещений для публичного проката фильмов. И цифра, по мнению экспертов, далеко не запредельная. Главное – не остановить процесс роста количества кинозалов. И не убить у столичного зрителя привычку ходить в кино.