Говорят, что, играя в куклы, мы уходим в ирреальный мир. На самом деле это наша столичная жизнь большей частью искусственна и сильно усложнена. В совсем иной мир открыты двери у художников-кукольников. Это такие же москвичи, как и мы с вами, самых разных профессий: педагоги, строители, медики, дизайнеры, художники. Они могут позволить себе играть в куклы профессионально и радушно приглашают заглянуть в гости на часок.
Предание повествует о том, что куклы на Земле появились раньше человека. Звери, птицы и прочие обитатели планеты уже резвились под солнышком, а людей не было. Боги, всё переделав, скучали. Одна юная богиня взяла в руки глину и слепила человечка. Поставила его на землю, и он ожил. Примерно так люди создают неодушевлённых человечков уже более 40 тыс. лет. Куклы-талисманы, куклы-обереги, обрядовые куклы. Их лепят из глины, клеят из бумаги, шьют из ткани, вырезают из дерева, вяжут. А что же такое кукла для современного продвинутого городского обитателя ХХI века? Самовыражение, коллекционирование или образ жизни? С XVI века сергиевопосадские «потешные» кустари стали резать кукол из мягкой липовой древесины: дамы, гусары, клоуны. Всегда со своими характерами, сочно раскрашены, добрые, живые. Сами мастера называли их «дурами», так как сделаны эти модницы были из обыкновенного полена.
«Энергетика таких вещей всегда ощутима. А моя передаётся тем, у кого будет жить моя кукла, – говорит Татьяна Флёнова, мастер деревянной резной скульптуры, член СХР. – Я училась у старых мастеров, которые не старались соблюсти анатомическую точность фигурок, работали по душе». В уютной мастерской Татьяны на полках и стеллажах живут деревянные куклы, а в углу сложены поленья, чурочки, щепки…
Потешные кустари
Мастер выбирает полешко, берёт нож – несколько быстрых точных движений, и получается девочка-куколка с косичкой, в кокошнике, в лёгком платьице. Ещё несколько штрихов, и девочка смотрит на тебя весёлыми глазами. Татьяна предлагает попробовать вырезать куклу. С трепетом беру дощечку и нож. Начинаю повторять движения за мастером. И чудо происходит – детская фигурка получается как бы сама собой! Она немного кривовата и однобока. Но моя – и лучше всех.
«Я работаю от материала, от полена. Иногда долго смотрю на ствол, размышляю, включается 3D, и вот я вижу уже готовую куклу. Дальше всё просто – берёшь нож, и дерево начинает руководить моими руками. А я им не мешаю, – рассказывает Татьяна. – Раньше меня посещала мысль, что все идеи иссякли, и всё уже до меня сказано и сделано. Но вдруг какое-то слово, разговор или пятно на полу даёт толчок, и рождается новая кукла. Радость творчества – ни с чем не сравнимое удовольствие. Оно живёт внутри, без суеты. Жаль, что не у всех хватает смелости начать творить. Моя мама считает меня очень счастливым человеком, потому что я всю жизнь играю в куклы».
Куклы-чуклы
Художник творит, мы созерцаем. А от увиденного идём к собственному творчеству. И вот таким образом постоянно пополняется армия профессионально «играющих в куклы». Чем и порадовала москвичей IIIмеждународная выставка «Искусство куклы».Мягкие, тёплые тряпичные работы Елены Диковой – мир детства, мир мечты. Но это и научная работа – уникальные набивные ткани собственного изготовления.
Классическая красота фарфоровых кукол Александры Кукиновой. Добрые деревенские веселушки-хохотушки Лены Фёдоровой, изысканные парижанки-модницы Наташи Побединой и совершенно бесподобные в своей первобытной красоте текстильные женщины Натальи Вельчинской. А сколько могут рассказать зрителю куклы-чуклы Анны Чулановой: «Чуклы – абсолютно самостоятельные самобытные существа. Я вкладываю в них свои мысли, чувства от событий, книг, музыки, путешествий». А сделаны эти причудливые чуклы из папье-маше – обычной бумаги.
«Радостное, розовощёкое настроение создаётся у меня, когда я принимаюсь лепить своих героев из папье-маше. Основу изготавливаю из газетной бумаги. Я не использую тексты с негативными материалами – кукла должна нести добро. Затем в дело идут тонкая бумага, лёгкие ткани, ленточки, тесьма. Чем больше бумажных слоёв, тем интереснее фактура. Тем характернее кукла. Готовую фигурку раскрашиваю, и она начинает жить уже своей собственной жизнью…»
«Этим делом я «заболела» 20 лет назад, посетив впервые выставку на ВДНХ. И вот всё играю», – рассказывает художник-кукольник Виктория Иванова. И вот со мной рядом: ангел, эльф, музыкант, дикие звери. И птица счастья в придачу. «Мне бы мастерскую побольше размерами, вот мы бы с ребятами разгулялись…»
Господин Войлок
В Москве зима. Бесконечные тёмные ночи и короткие сумрачные дни. Гололёд, снегопады, ледяные дожди и жижа.Хорошо бы отсидеться в уютной норке. Но необходимые дела гонят из дома. «Достаёшь из шкафа валенки, и становится тепло и уютно. И совершенно другие мысли приходят. Валенки, валяный мир, валяное детство, бабушка и валяная кукла, – рассказывает о своём мире Ирина Андреева, мастер валяной скульптуры, член МОСХа, лауреат многочисленных международных выставок и просто – сказочник по-войлочному. Почему я выбрала этот материал? Произошло как-то случайно, неосознанно, и теперь я валяю и валяю… Материал слушается меня, он податлив, но и капризен. Я ничего не делаю в одиночку, только слушаю соавтора – самого Господина Войлока. Все мои валяные куклы разные. Результат сильно отличается от эскиза, валяю как получится».
Валяние из шерсти – первая технология изготовления текстиля, которую освоили наши далёкие предки. И с тех пор вот уже более 8 тыс. лет весь мир валяет и валяет. Особенно преуспели в этом тёплом творчестве наши соотечественники, создав валенки – недосягаемый бренд мирового значения. Ирина Андреева создаёт из войлока не только персонажа-куклу, но и пространство, и настроение, в котором герой проживает.
Кровать с покрывалом, подушками, тёплая батарея с греющимся котом. Стол с раскатанным тестом и пельменями. Проросшая луковица в гранёном стакане. Совершенно забываешь, что все эти чудеса сваляны из войлока!
И настроение меняется, и уже смотришь вокруг иначе... Хочется попросить Господина Войлока о вдохновении и начать валять куклу. «Когда я валяю, то забываю о времени, расслабляюсь и начинаю думать не головой, а сердцем. Вспоминаю детство, бабушку, зимние каникулы, лыжи, тёплую печку, кошку с котятами. И у меня всё получается. Попробуйте и вы, проживите хотя бы один часок в доброте детских воспоминаний и сделайте свою куклу», – желает уставшим москвичам Ирина Андреева.
Любуйтесь куклами
Сергиевопосадский музей игрушки. Основа экспозиции музея – коллекция художника, педагога, исследователя искусства игрушки Николая Дмитриевича Бартрама (1873–1931). Огромная коллекция русской народной игрушки и кукол.
Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова. В музее собрано более 150 тысяч интереснейших экспонатов, рассказывающих о зарождении и развитии мирового кукольного искусства.
Кукольная галерея «ВАХТАНОВЪ». Просветительный центр поддержки и развития кукольного отечественного искусства. Очень интересное собрание кукол современных художников и ретроколлекция.