Аргументы Недели → Город М № 48(340) от 13.12.2012

Марлен Дитрих, Анна Каренина и Кармен в ритме танца

, 18:49 , журналист, обозреватель, продюсер

В августе 2008 г. в Театре Вахтангова прошла премьера хореографического спектакля «Берег женщин». Подобного спектакля в репертуаре легендарного драматического театра не было. В апреле 2012-го на сцене вахтанговского театра зритель увидел танцующую Анну Каренину, а в ноябре – Кармен. Своих героев заставила танцевать литовский балетмейстер Анжелика Холина.

То, в драматическом театре актёры могут танцевать и притом очень неплохо, известно давно. Роман Виктюк в «Служанках» наглядно показал, что танец может быть стильным, жеманным и манерным. Многие театральные режиссёры используют танец как отдельный концертный номер, который делает пьесу изящнее и удобоваримее. Танец позволяет зрителю сделать своеобразную передышку от духовных и душевных мук героев.

В хореографических драмах Анжелики Холиной танец не передышка, танец драматического актёра – главное действующее лицо. Ведь слово, голос у актёров отняли, и только танец, жест, музыка, пластика позволяют выразить драматургию. В «Береге женщин» это образ неподражаемой легенды – Марлен Дитрих. Каждая песня певицы для вахтанговцев стала сюжетом ожидания, страсти, расставания, любви и надежды. Для толстовской «Анны Карениной» Холина привлекла музыку Шнитке, Чайковского, Малера и Форе. «Я ищу эквивалент гармонии слова и смысла в пластике, – так режиссёр определила своё творческое кредо. – Ведь каждое движение таит в себе смысл, адекватный слову. Музыка Альфреда Шнитке помогает раскрыть характеры, её глубокий драматизм, и вместе с тем изящество и лёгкость соответствуют амплитуде чувств героев романа». Сцена выяснения отношений Анны (блистательная Ольга Лерман) и Алексея Каренина (глубокий Евгений Князев) без слов, жестами и пластикой, наглядно продемонстрировала, что драматический актёр живёт на сцене и пропускает всё через себя, а эмоции можно уловить на кончиках пальцев, в глазах, взгляде, походке. И такие эмоции без слов в прямом смысле бьют наотмашь! Своей «Кармен» на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина Анжелика Холина ещё раз доказала, что историю любви драматические актёры передадут языком тела, магией движения. И этим она очень близка знаменитой Пине Бауш, для которой танец – прежде всего драматическое действо. «Кармен» на сцене Театра Пушкина представлял театр танца Анжелики Холиной, созданный в 2000 г. вместе с сестрой Гретой. Чувствуется, что под крышей своего театра они собрали творческую команду единомышленников: Юрате Паулекайте, Даля Жаките, Юрате Растениене. Отдельно стоит упомянуть знаменитого литовского кутюрье Юозаса Статкявичюса, который сопровождает хореографа во всех её работах и делает это талантливо и профессионально.

И если вы ещё не видели «Берег женщин» и «Анну Каренину» в Вахтанговском театре – торопитесь! Говорят, что «Берег» идёт последний сезон, а «Кармен» придётся ловить, когда театр танца Анжелики Холиной А/CH вновь приедет в Москву. Но попасть в этот театр будет сложно, всегда полный аншлаг!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram