Прокуратура Москвы провела масштабную проверку пассажирского автотранспорта. В результате оказалось, что в сфере частных перевозок свыше 300 нарушений! Львиная доля претензий выпала на неготовность компаний защитить граждан от возможных террористических актов.
С начала 2012 г. было выявлено 322 нарушения, на которые выписано 124 представления. В итоге к административной ответственности привлечены 89 юридических и должностных лиц. А Мосгорпрокуратура потребовала устранить несоблюдение норм. Однако так ли легко это сделать?
Михаил Москвин-Тарханов, депутат Мосгордумы, рассказал, что требования по безопасности всегда жёстко формализуются и должны выполняться буквально. Во многом из-за того, что этого не происходит и многие компании полагаются на авось, – у нас эпидемия травматизма на общественном транспорте. А версию, что идёт зачистка рынка, депутат сразу же отмёл. «Не думаю, что это конкретно попытка вычистить частные компании. Потому что тогда проще было бы придраться к устаревшему автопарку, который находится в плохом состоянии. Мол, он небезопасен в плане перевозок пассажиров», – говорит депутат.
Впрочем, он согласился, что полную безопасность обеспечить в наземном общественном транспорте невозможно. «В том же Израиле, где жёсткий контроль, и то взрывают автобусы. Но возможно максимально усложнить бандитам жизнь, а некоторые теракты предотвратить. С терроризмом нужно бороться на всех уровнях: в общественном транспорте, личном, на улицах и т.д.», – сказал М. Москвин-Тарханов.
Сумасбродные требования
В этой борьбе спешит на помощь 42 приказ Министерства транспорта РФ от 8 февраля 2011 года. В нём приводится перечень требований, которые разработаны в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
К каким же мерам обязывают владельцев частных компаний? Например, хозяин фирмы должен заказать оценку уязвимости инфраструктуры и автомобилей. Изучить, насколько база и автопарк защищены от проникновения недругов. Доходит до абсурда, когда владельцу одного из транспортных вокзалов предложили вкопать забор на полтора метра глубже. Комиссия побоялась, что враги государства сделают подкоп.
Или, например, нужно обеспечить безопасность «критического элемента транспорта». Резонный вопрос – а что это такое? Увы, чёткого ответа на него нет. Это некая часть автомобиля, после захвата которой будет невозможно им управлять. Ставить бронированные кабины для водителя? Так на многих маршрутках и автобусах просто нет места. К тому же – это дорого. Необходимо согласовывать с заводом-изготовителем изменения в конструкции.
Также в перечне требований – проводить проверку пассажиров на предмет проноса взрывчатых веществ!.. В итоге получается, что посадка в обычный трёхдверный автобус (который, кстати, по категории безопасности приравнивается к воздушному судну) должна напоминать систему безопасности в аэропорту. Неужели создатели перечня намерены разувать всех пассажиров и ставить рамки металлоискателей на каждую «газель»?
Не менее абсурдно выглядят строчки, которые гласят, что у каждой компании должны быть свои отряды быстрого реагирования для устранения террористической угрозы. В нашей стране и так свои вооружённые подразделения имеются чуть ли не в каждом ведомстве. Не хватало ещё, чтобы свои «спецназы» появились в каждом автопарке. От таких местечковых «альф» опасности будет больше, чем спокойствия. И это в то время, когда полицейские вовсю шерстят ЧОПы, стремясь радикально уменьшить количество вооружённых охранников, набранных с улицы!
Кроме того, в транспортном средстве нужно поставить видеорегистраторы, которые будут передавать информацию в режиме реального времени в компетентные органы. Нужно ли говорить, сколько будет стоить вся эта аппаратура?
Допустим, у транспортной компании нашлись на все эти меры деньги, а стоимость их автобуса выросла до 600 млн. рублей. Но тут возникает ещё одна проблема. Бюрократическая. Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников рассказал, что должен сделать владелец частной фирмы: «Нужен утверждённый план по обеспечению антитеррористической защищённости. Чтобы такой план предоставить, следует заказать оценку уязвимости. Для этого надо обратиться с заявкой в специальную организацию».
Удовольствие, к слову, недешёвое – 500 руб. в час за работу комиссии. А максимальное время проверки – до 30 дней. В итоге фирме дают советы из разряда: поставьте камер раз в 10 больше, забор повыше на полтора метра и охранников перевооружите.
«Рекомендации вносятся в план, а утвердить его нужно уже в другом специализированном учреждении – Росавтодоре, в котором 70 человек на всю страну. После этого приходит прокуратура и требует план. Если его нет – получаешь предписание», – говорит Ю. Свешников.
Впрочем, из-за загруженности структур успеть всё утвердить до проверки – порой физически невозможно. А если дело затянется, то так и до изъятия транспортной лицензии недалеко.
Пирог для коррупционера
Вячеслав Лысаков, председатель координационного совета МОО автомобилистов «Свобода выбора», поделился своим видением ситуации. «Из-за законодательства муниципальные и частные транспортные компании, которые и так трясутся от несовершенной тарифной политики, должны тратить на обучение каждого водителя на якобы антитеррористические мероприятия более 4 тысяч рублей», – говорит он. В итоге это ложится удавкой на транспортное предприятие. Рентабельность у многих из них не просто равна нулю, а даже уходит в минус. Им нужны дотации, а на них наваливаются мифические программы, которые выполнить невозможно. «Они являются для Минтранса РФ большим и вкусным пирогом. Кто-то его с аппетитом кушает. А те немногочисленные структуры, которые зарабатывают на этом деньги, в действительности никакого отношения к обеспечению безопасности отношения не имеют. Это абсолютная профанация и грабёж», – рассказывает В. Лысаков. Вместо того чтобы избавиться от нелегальных фирм, власти всячески ущемляют честных людей, которые открыто ведут бизнес. А что касается обеспечения безопасности, то этим, пожалуй, нужно заняться настоящим специалистам, а государству не следует перекладывать всю ответственность на плечи простых людей, не имеющих к тому же для этого специальной подготовки.