Недавно с трибуны Мосгордумы прозвучала новость о том, что столица находится на одном из лидирующих мест в России по распространённости педикулёза.
По утверждению специалистов, рядовые жители Москвы страдают от педикулёза не то что не чаще – гораздо реже других россиян. В частности, заместитель начальника отдела по эпидемиологическому надзору за особо опасными инфекциями и санитарной охраны территорий Роспотребнадзора Людмила Цвиль, комментируя ситуацию после нашумевшего высказывания, отметила, что в столице на 100 тыс. населения приходится 22 случая заболевания. Это почти в 8,5 раза меньше, чем в целом по России. Пугающую статистику городу сделали дезинфекционные станции, на которых регулярно проходят санитарную обработку лица без определённого места жительства (а их в мегаполисе, естественно, в разы больше, чем в любом другом российском регионе).
Каждый факт санитарной обработки фиксируется как случай заболевания – именно поэтому цифры по городу получились столь шокирующими. Итак, если быть точными, столица оказалась «впереди России всей» не по заболеваемости педикулёзом, а по числу его носителей. Это, впрочем, тревожность картины не смягчает, а заодно и тянет за собой логичные претензии к городским властям. Ведь именно они должны заниматься как вопросами общего снижения количества подобных «товарищей» на улицах мегаполиса, так и проблемами, связанными с эпидемиологической безопасностью. Однако, как показывает практика, здесь столичные чиновники проявляют себя далеко не лучшим образом.
Очевидно, что самым надёжным способом обеспечить относительную «медицинскую безопасность» бродяг на улицах города являются уже упомянутые санпропускники. Их достаточное количество, а также грамотно организованная работа по «доставке контингента» помогли бы если не решить проблему полностью, то уж точно сделать её менее острой. Однако дела в столице обстоят, мягко говоря, печально. На весь город сегодня работают три санпропускника: в Западном Дегунино, близ Курского вокзала и на Ярославском шоссе. Планов по строительству новых в настоящее время нет. Немудрено, что действующие перегружены и со своей задачей не справляются. Как рассказывают добровольцы, эта перегруженность приводит к печальным курьёзам. Например, по словам координатора помощи бездомным Анны Овсянниковой,иногда их подопечные отказываются ехать на помывку, отговариваясь тем, что… боятся подцепить там какую-нибудь заразу!
«Смотрите сами, – продолжает тему Илья Кусков, директор филиала «Центр помощи бездомным» Благотворительного фонда «Помощник и покровитель». – По самым приблизительным подсчётам, в городе 11 тысяч бездомных граждан. Понятно, что мощностей трёх санпропускников явно не хватает».
Парадокс в том, что город, не решая проблему своими силами, отказывается от помощи тех, кто готов добровольно работать на этом поприще. В столице действуют несколько благотворительных организаций, участники которых неоднократно предлагали пути решения проблемы, – но наталкивались либо на отговорки, либо на полное непонимание.
«Недавно мы собрали деньги и купили передвижной помывочный пункт – вроде тех, которыми пользуются рабочие-вахтовики в отдалённых местностях, – рассказывает Илья Кусков. – Мы готовы были его установить, обслуживать, организовать туда подвоз людей – словом, взять на себя все заботы. Однако управы и префектуры, только услышав фразу «люди без определённого места жительства», моментально нам отказывали. Мы говорили, что не собираемся работать в гуще жилых кварталов: в каждом районе мы присматривали промзоны или пустыри. Никто нас не слушал».
Общение с чиновниками порой складывается по принципу «хоть смейся, хоть плачь». Например, по словам Кускова, понимания активисты не нашли даже в администрации Басманного района Центрального округа. Там расположены Курский вокзал и Комсомольская площадь, где люди без определённого места жительства давно стали неотъемлемой частью местного «пейзажа». Однако власть имущие предпочли закрыть глаза на два гигантских «злачных места», нежели разрешить открытие санпропускника!
Как говорят активисты, бездомные граждане есть в любом городе мира, в том числе и в благополучной Европе. Однако там они не бросаются в глаза так, как в России, и особенно в столице. Главная причина кроется в позиции городских властей по отношению к этой проблеме. На Западе работа с бездомными полностью переложена на плечи благотворительных организаций, работу которых власть всячески приветствует и поддерживает (в том числе и финансово). А те, что называется, рады стараться: и помывочные пункты открывают, и ночлежки организовывают – всего и не перечислить. Парадоксально, но такие организации есть и в Москве. Их члены готовы взять на себя эту работу, – но понимания, как видим, не встречают. Остаётся лишь надеяться, что рано или поздно ситуация изменится. Например, в момент, когда «лицо без определённого места жительства» нечаянно попадётся на пути какому-нибудь чиновнику…