Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 45(337) от 22.11.2012

Бюджет без нефти, полиция с добычей

, 18:55

В своё время московская милиция, превратившись в полицию, утратила весомую «мэрскую надбавку». Широко разрекламированное повышение окладов в МВД потерю, увы, не компенсировало. Полицейские недовольны: всё же службу они несут в «горячих точках» массовых протестов оппозиции и донельзя разбушевавшихся болельщиков. Вывод: премиальные в срочном порядке надо вернуть!

Бывший амбициозный мэр столицы Лужков долго не давал покоя федералам. Ещё бы, его весомая надбавка гарантировала бывшему градоначальнику лояльность московского ГУВД. Так, из соображений политических, а не практических федеральное правительство решило целиком взять на себя финансирование полиции.

«Когда этот вопрос обсуждался, я спрашивал: вы что, из центра будете определять порядок работы участкового во Владивостоке? – говорит Геннадий Гудков, экс-депутат ГД. –Да и по Конституции охрана общественного порядка и вообще ряд вопросов, связанных с полицейскими функциями, – это предмет совместного ведения Федерации и регионов. А у нас сейчас регионы превращены в подобие отделений в роте, которыми командует сержант из центра. Я считаю, губернатор должен влиять на назначение руководителей местной полиции».

Однако ни о каком влиянии речи, по сути, не идёт – только о дополнительном бремени на бюджеты регионов. Во времена, когда Лужков доплачивал сотрудникам тогда ещё милиции от 30 до 100% оклада, – он мог себе это позволить…

Критический момент

А сейчас в московском бюджете дыра: с этого года нефтегазовые компании, центральные офисы которых находятся в Москве, платят налоги по месту добычи – в регионах. Кроме того, увеличились расходы в связи с расширением территории города. В результате сократились расходы на программу «Жилище», на социальную поддержку. Дефицит бюджета – 225 млрд. рублей. Тем не менее на доплаты полицейским деньги, скорее всего, найдутся.

«Существующий режим сейчас проявляет повышенную заботу о полиции, – отмечает Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко». –Конечно, ведь её сотрудники работают в «горячих точках»: на Болотной например. Но мы, в конце концов, не полицейское государство! Государственная политика должна заключаться в том, чтобы равномерно поднимать оклады госслужащих. А у нас почему-то уделяется внимание только полиции, а другим – врачам, учителям – надбавки возвращать не торопятся».

Почему выбран именно сегодняшний момент? – спрашивает Николай Безбородов, генерал-майор авиации, депутат ГД четырёх созывов. И отвечает: «Потому что протестные настроения в обществе не только не снизились за последний год, а системно обострились. Однако полиция – тоже часть общества. Сейчас у людей в погонах нет постоянной спокойной социальной защищённости. У нас делается всё скачками, а не систематически...»

Не так давно были повышены зарплаты сотрудникам МВД под аккомпанемент мощного пиара. Однако с отменой региональных надбавок, сокращения премий многие рядовые сотрудники стали в результате получать меньше, чем раньше. На сегодняшний день средняя зарплата сотрудников ГУВД Москвы составляет 15–20 тыс. рублей. Многие говорят: в полиции мы подрабатываем, а работаем – в других местах. Кто-то, конечно, успешно кормится на своём рабочем месте, но за гранью закона. Кто-то перебирается в регионы, где жизнь дешевле...

Недоволен – уходи

«Недавно по районам выдали премию к празднику: руководству – 25 тысяч, а кому только две! А в Дмитровском ОВД премия вообще ноль рублей. Без объяснения причин, – ссылается на интернет-ресурсы Михаил Пашкин, председатель независимого профсоюза работников полиции Москвы и Московской области. –Люди не знают, почему такой разброс. Правды искать негде, звонить некуда.

В Москве стоимость жизни раза в два выше, чем в регионах, а зарплата одинаковая. Вот и получается, что люди из Москвы бегут. Не хватает участковых, оперативников... Рядовые сотрудники стали получать меньше, чем раньше. Например, бойцы ОМОН, не офицеры, получали 42 тысячи, а стали получать 38. Начальники говорят: не нравится – пишите «по собственному». Вот такая реформа».

Об отсутствии уравниловки в вопросе будущих «мэрских надбавок» говорил начальник ГУ МВД по Москве Анатолий Якунин: «Люди должны получать в зависимости от того, как они работают». «Важно ещё – где именно работают, в каком подразделении, – считает адвокат Владимир Жеребенков. –У нас почему-то Следственный комитет, прокуроры получают в два раза больше, чем полицейские. Хотя те работают на земле, и вся грязь достаётся им. Хорошо бы местная власть избирательно поощряла прежде всего оперативников, а не тех, кто штаны протирает».

Вот только спасут ли надбавки от коррумпированности, удастся ли власти купить ими лояльность… Увы, пока полицейские – не очень хорошие защитники правопорядка. На себя у них получается работать лучше, чем на государство. «Можно подумать, эти силовики – самые бедные люди. Им сколько ни добавь, всё будет мало. На качестве работы не скажется, поборы не прекратятся, – уверен Валерий Рашкин, депутат ГД от КПРФ. – Мы спрашиваем у людей на разных наших мероприятиях: к кому вы обратитесь, если что-то случится? Все говорят про самооборону, самосуд… И почти никто про полицию». Впрочем, твёрдо рассчитывать на надбавки стражам порядка пока рановато. Сначала надо внести поправку в Закон о полиции, допускающую, чтобы регион, если он в состоянии, мог из своих средств доплачивать сотрудникам органов внутренних дел. Что касается московской власти – Собянин вроде не возражает.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram