Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 44(336) от 15.11.2012

Бюджет сверстали из наших налогов

Статьи на разгон облаков и несогласных не сократили

, 17:33

Мосгордума приняла во втором чтении проект закона «О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». Как и прежде, документ утвердили превосходящими силами «Единой России». Представители оппозиционной фракции КПРФ голосовали против. Но на итоге это не отразилось.

В 2012 г. доходы столичного бюджета прогнозируются в размере 1,495 млрд. рублей. Расходы превышают эти показатели и равны 1,695 миллиарда. По словам депутата МГД Игоря Антонова,основная доля доходов приходится на налоги. В 2013 г. они составят более 92% всех поступлений.

Как и в предыдущие годы, наблюдается дефицит бюджета. Мало того, впервые с 2009 г. его расходная часть уступает бюджету предшествующего года. Учитывая значительный уровень инфляции, это означает ограничение по большинству статей расходов и свидетельствует и о больших проблемах с наполнением доходной части.

«Бюджет Москвы понёс серьёзные потери из-за изменения налогового законодательства и ухода крупных налогоплательщиков, – комментирует ситуацию депутат МГД Михаил Москвин-Тарханов. – Если будут ещё потери, то есть вероятность заимствований. Но пока большого бюджетного долга у города нет, и я думаю, что в ближайшее время нам особые проблемы не грозят». Звучит успокаивающе, но неубедительно.

Приоритет – дороги

В следующем году самой затратной для города станет транспортная отрасль. Так, на строительство дорог и другие усовершенствования город выделит 386,6 млрд. рублей.Часть денег будет потрачена на строительство метро и закупку подвижного состава. В 2013 г. построят семь станций метро и 14 км линий.

Приоритет транспортных вложений перед расходами на социальные нужды приветствуют далеко не все. «На решение первой проблемы действительно выделяются беспрецедентные средства, – говорит Андрей Клычков, руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме. – Такой перекос не радует малообеспеченных горожан. К тому же дорожные работы иногда и вредят жителям окрестных районов. Например, улицы Большая Академическая, шоссе Энтузиастов и другие расширяются за счёт газонов, парков и скверов. Магистрали здесь уже подошли к подъездам на расстояние нескольких метров».

«Москве нужна инфраструктура, в том числе дорожная, – считает Александр Закондырин, председатель общественного движения «Наша столица». – Другое дело, что где-то дороги строятся с умом, а где-то – бездумно. Поэтому возникают вопросы о том, насколько рационально тратятся эти деньги». Таким образом, сегодня основная проблема заключается в том, как планы по строительству будут исполнены.

Социальная сфера – на вторых ролях

Следующая значимая статья бюджета – это социальная поддержка населения. В 2013 г. на неё будет потрачено 336 млрд. рублей.Далее следуют затраты на образование и здравоохранение. На них выделят соответственно 266,1 и 194,7 млрд. рублей. Часть средств пойдет на строительство 23 детских садов, 9 школ, 4 поликлиник.

Оппозиция не без причин считает, что социальной сфере уделено недостаточно внимания. «Проект бюджета направлен на консервацию сложившегося уровня социального обслуживания жителей столицы, который, хотя и заметно превышает среднероссийский, всё же не решает коренных проблем, – считает Андрей Клычков.  Соцстандарт 2012 года в 12 тысяч рублей фактически стал максимумом для пенсионеров. В 2013–2015 годах он сохранится, а с учётом инфляции даже понизится на 6–7%. Сегодня он составляет 23% от средней зарплаты в Москве, что не соответствует требованиям Международной организации труда».

Вместе с тем социальную поддержку старшего поколения в Мосгордуме называют одной из главных программ, на которую выделяется 242 млрд. рублей.«Она предусматривает и строительство новых социальных учреждений, и разного рода надбавки, – рассказывает Михаил Москвин-Тарханов. – Ни одна из них не урезана. Но пересчитать мы их в сторону увеличения пока не можем, потому что у нас достаточно напряжённая ситуация с бюджетом».

Получается, что в ближайшее время пенсионерам действительно придётся нелегко. Ситуация в других социальных сферах тоже оставляет желать лучшего. Расходы на здравоохранение по сравнению с прошлым годом понизились. Кроме того, с июля этого года в городе проводится усиленная реорганизация медицинских учреждений. По мнению правительства, она должна привести к увеличению их вклада в валовой региональный продукт. В этих целях планируется определить перечень платных услуг и нацелить бюджетные учреждения на зарабатывание денег.

В ближайшее время не досчитается 30% финансирования высшее образование столицы. Расходы на него составят 5,4 млрд. рублей. Депутаты объясняют это тем, что в зоне ответственности города сегодня только среднее, среднее специальное образование, а также несколько московских вузов (Московский университет управления, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет). Остальные высшие учебные заведения города должны надеяться только на федеральный бюджет.

Инновации и промышленность

Особенно сильно в текущем году были урезаны расходы на жилищные программы, инновации и развитие промышленности.

Затраты на строительство жилья планируется сократить на 14% из-за качества дорог. Жилищное строительство сегодня активно развивается только в области. Это попытка перераспределить потоки людей и машин.

Затраты на инновационную деятельность будут падать ежегодно на 18%. А на стимулирование промышленности в городе выделено всего 0,15% от расходной части бюджета. Получается, что ежегодно траты на экономику составят немногим более 2 млрд. рублей. В таких условиях о модернизации говорить не приходится. Зато, возможно, выиграет экология. «Москва стремится к тому, чтобы стать современным городом, где уровень загрязнений минимален, – считает Александр Закондырин. – Поэтому думаю, что развитие промышленности не должно быть здесь главным приоритетом. Конечно, городу нужны рабочие места. Значит, необходимо найти оптимальное сочетание, которое позволило бы решить эту проблему».

Что касается инноваций, то, как полагают депутаты, это дело государственных организаций, а не бюджета Москвы. «На протяжении многих лет мы вкладывали деньги в инновации, – рассуждает Михаил Москвин-Тарханов. – Чего там только не было: и добыча золота из нефти в Чехии, и получение топлива из морских водорослей в Испании, и разгон облаков с помощью лампы Чижевского, а результат очень маленький».

Сегодня многие эксперты уверены, что представленный на рассмотрение законопроект является бюджетом выживания, а не развития, и никакой экономической и финансовой стабильности не гарантирует.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram