Частый ремонт дорог стал неотъемлемой преградой на пути автомобилистов практически в любом уголке столицы. Но коммунальщики решили позаботиться о сохранности авто во время постоянных переделок. Машины от выступающих крышек люков планируют обезопасить с помощью специальной резиновой вставки. Однако использовать подобную «подушку» планируют только работники МГУП «Мосводоканал». А по мнению экспертов, если новшество не захотят перенять иные ведомства, ситуация на дорогах Москвы не сильно изменится.
Заплатки для люков
Во время дорожных работ старый срезанный асфальт вокруг крышки люка становится опасным препятствием для автовладельцев. Часто подвеска машины задевает выступающую деталь, после чего водитель может попасть сначала в больницу и только потом в автосервис. По статистике подобные барьеры очень часто приводят к авариям.
Пока только «Мосводоканал» планирует решить эту проблему, выравнивая дорожное полотно на время ремонта. «Для этого временная резиновая прокладка представляет собой мат, склеенный из двух монолитных эластичных частей и листовой стали в основании», – рассказывает сотрудник пресс-службы «Мосводоканала». Расположенная вокруг выступающего элемента заплатка сглаживает поверхность дороги до укладки свежего асфальтового покрытия, а это, в свою очередь, позволяет не сильно сбрасывать скорость и не делать резких поворотов, а значит, безопаснее пройти сложный участок трассы, не боясь повредить машину.
Изначально люки на проезжих частях появились из-за того, что канализация в городе возникла раньше автомобильного движения. Сегодня в ритме современной жизни, чтобы снизить риск повреждений колёс и подвесок, и будет использована резиновая «подушка». По мнению коммунальщиков, это нововведение поможет уменьшить пробки и заторы на дорогах Москвы. Но Вячеслав Лысаков, председатель совета автомобилистов «Свобода выбора», сомневается в столь радужной перспективе и заявляет, что такие вставки не существенно скажутся на трафике. «Среди главных причин пробок торчащие крышки стоят далеко не на первом месте».
Грузовая техника, передвигающаяся по городу днём, а не ночью – как в большинстве крупных европейских городов, серьёзно затрудняет движение, наряду с нехваткой протяжённости дорожной сети – она в полтора раза недостаточна количеству автомобилей в столице. Замыкают тройку причин городские аварии. Порой они случаются из-за пресловутых люков, и не только во время ремонта. Например, крышка на колодце может просто отсутствовать – их частенько воруют для сдачи в металлолом – или быть некачественно установлена, не до конца закрывая отверстие.
По ГОСТу её отклонение от дороги не должно быть более двух сантиметров. А если рядом с деформированным элементом нет предупреждающих знаков, это может стать причиной ДТП. В таком случае, если автомобиль получил повреждения, с коммунальщиками можно и нужно судиться. Для этого стоит сфотографировать участок пути, оформить ДТП, а потом провести экспертизу у независимых специалистов и подавать иск в суд.
Вечный ремонт
Андрей Ковалёв, певец и экс-депутат МГД, поддерживает начинания «Мосводоканала», полагая, что выравнивание повреждённого дорожного полотна – это небольшой, но всё же шаг к уменьшению неудобств на московских дорогах, работы на которых ведутся постоянно. Проблему бесконечного ремонта, который всегда протекает по одной и той же схеме, решить куда сложнее.
Выиграв тендер, фирмы-однодневки пытаются максимально сократить расходы, не заботясь о качестве работ, а потом просто пропадают. Таким образом, починка дорог давно стала своеобразным недобросовестным бизнесом: асфальт плохого качества кладётся без соблюдения технологий, на лужи и лёд. Москвичи не раз становились свидетелями того, как рабочие стелют покрытие, не щадя себя и в дождь, и в снег. Потом же, высыхая, жидкость создаёт трещины и провалы на дорожном полотне. По-новому заделывать дыры берётся другая организация с сомнительной репутацией.
Разорвать этот замкнутый круг можно только путём новых условий тендера. «Предприятие должно отвечать за конкретный участок дороги в течение нескольких лет. Если руководитель будет знать, что он несёт ответственность за качество и ему же придётся переделывать все недочёты, класть асфальт рабочие будут по-другому». «Заставлять недобросовестные фирмы исправлять низкопробную работу, а потом заносить такие организации в «чёрный» список нужно обязательно», – заявляет Михаил Москвин-Тарханов. Депутат МГД уверен, что стоит установить гарантийный срок в один-два года. Тогда предприятие будет экономить, используя качественный материал, с целью избежания повторных трат через короткий промежуток времени. Сегодня денег на ремонт дорог уходит гораздо больше, чем на строительство. Никто не заинтересован в выполнении работ на должном уровне. «А ведь для того чтобы покрытие действительно служило долго, нужно стелить его по технологии, нормативам и ГОСТам», – напоминает Вячеслав Лысаков. Если бы на деле фирмы работали по совести, это бы существенно экономило государственный бюджет, наши дороги не пребывали бы в состоянии постоянных переделок, а коммунальщикам не пришлось бы ломать голову и думать, как сохранить автомобили горожан.
В будущем, если прокладки вокруг люков всё же оправдают себя, их использование может расшириться. «Если опыт окажется положительным, власти могут обязать и другие ведомства использовать эту технологию», – заявляет депутат МГД Михаил Москвин-Тарханов. Однако пока пресс-служба «Мосводоканала» не называет точных сроков реализации проекта в полном объёме. «Чтобы инновации действительно помогли городу, нужно начать применять такие заплатки и для всех трамвайных путей», – предполагает Вячеслав Лысаков. Эти участки дорог не менее сложны для автомобилистов, чем люки, но говорить о подобном использовании резиновых «подушек» пока рано.