Аргументы Недели → Город М № 39(331) от 11.10.2012

Итальянцы летят в Подмосковье

, 18:46

Власти Подмосковья определили схему строительства вертолётных площадок рядом с больницами. По плану таких точек будет 10. Нужны они для того, чтобы быстро, по воздуху, доставлять пострадавших в ДТП в специализированные центры.

На сегодняшний день вертолётная площадка в области есть только при Клинской городской больнице, куда доставляют потерпевших в авариях на трассе Москва – Санкт-Петербург. Остальные девять должны появиться в ближайшее время в Пушкино, Электростали, Видном, Коломне, Истре, Наро-Фоминске, Ступино и Подольске.

Вячеслав Лысаков, председатель координационного совета МОО автомобилистов «Свобода выбора», полностью поддерживает инициативу Минтранспорта. «По международной статистике, если тяжело пострадавшему в ДТП не оказали помощь в течение часа, то он, скорее всего, погибнет. Сейчас уже почти готова концепция развития санитарной авиации в России. Но то, что Московский регион не ждёт крупномасштабных федеральных решений, а сам решает проблему, – это здорово. Это актуально с учётом дорожно-транспортной ситуации в столице и области», – говорит он.

Помогать пострадавшим людям и спасать их жизни – дело правильное. Никто спорить не будет. Однако вопросы появляются и здесь. Речь идёт о том, что чиновники для этих целей собираются закупить дорогостоящие итальянские вертолёты Agusta-109 и Agusta-139. По мнению экспертов, с учётом таможенных сборов это обойдётся в 400–600 млн. рублей.

За что платим?

И правда, неужели в России, которая славится своей военной техникой, не найдётся достойного аналога, адаптированного для гражданской авиации? «Дело оборонной промышленности – повышать обороноспособность страны. Всё, что касается комфорта во время полёта, – тут предпочтение отдаётся западным фирмам», – говорит представитель одной из компаний, которая занимается поставкой зарубежных вертолётов на наш рынок.

В целом рассуждать о достоинствах или недостатках Agusta перед другими иностранными вертолётами достаточно сложно, так как в мире есть шесть основных конкурентов: четыре американских и два европейских. Это всё равно что сравнивать концерны «Мерседес», «БМВ» и «Ауди». У каждого производителя своя целевая аудитория и свой рынок. Есть, например, санитарные вертолёты у компании Bell с разной стоимостью – от 5 млн. долларов до 15 миллионов. В целом медицинские варианты очень дорогие у любого производителя. Если сравнивать базовую комплектацию и санитарную, то разница в цене может быть серьёзной.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, также поддерживает выбор чиновников в пользу итальянской марки. «Спасательно-эвакуационные мероприятия – вещь весьма специфическая. Нашими традиционными вертолётами, которые всем знакомы по службе в армии, решить эту задачу не очень-то получится», – рассуждает он.

Валерий Постников, проработавший более 40 лет в гражданской авиации и занимавшийся вопросами безопасности АТ, так прокомментировал ситуацию: «Всё не так просто. Необходимы условия, чтобы вертолёт сел на подготовленную площадку. Какой-нибудь болтающийся телефонный провод от ближайшего строительства может радикально изменить ситуацию. Значит, техника должна соответствовать тем условиям, в которых её будут использовать».

Покупка вертолёта – аналогична покупке автомобиля. У вас есть набор требований. Есть определённый потолок цены, которую готовы заплатить. Импортные изделия по ряду параметров, к сожалению, по-прежнему лучше наших. При этом «Камов» и «Миля» делают очень хорошие вертолёты даже с учётом плохого финансирования. Можно поддерживать и отечественного производителя. Но давайте не будем кривить душой и признаемся, что будь у нас выбор – купили бы не «Ладу», а иномарку.

«С нашими вертолётами проблемы лежат не в плоскости характеристик, а в эксплуатации», – продолжает Валерий Александрович. Если сломается патрубок в гидросистеме, то та же Agusta вообще не полетит, а наш будет работать. Но чтобы выписать запчасть для отечественного вертолёта, придётся потратить слишком много времени. Такая ситуация сложилась из-за того, что в СССР думали по принципу «а куда они от нас денутся?» А теперь уже найдут выход, купят машину за границей.

Чего хотим?

Впрочем, на этом пути много ловушек. Западные фирмы не бессребреники. Через некоторое количество отработанных часов, чтобы продлить ресурс машины, вы будете обязаны обратиться к производителю. Иначе не получить сертификат лётной годности. Тут-то фирма возьмёт за обслуживание по полной программе. Сервис дорогой. Но он дорогой не сегодня, а через несколько лет. Это важно. С капремонтом та же история. И тут «Ка» и «Ми» в этом плане более дешёвые.

Есть ещё один аспект, почему именно Agusta. Как известно, фирмы тратят деньги не только на сервис и развитие своей продукции, но и на продвижение своего товара на рынке в определённой стране. По-нашему это называется «откаты». Кристально ли чисты итальянская фирма и наши чиновники – сказать невозможно. Но из-за коррупционной ситуации в стране возникают опасения на этот счёт.

«Я считаю, что наших пострадавших граждан можно и нужно возить на отечественных вертолётах. Те же «Камовы» с соосной системой винтов более маневренные, что является хорошим козырем с учётом специфики применения», – приводит аргумент В. Постников.

Впрочем, есть и контраргумент в пользу зарубежной техники. ОАО «Вертолёты России» и Agusta Westland собираются запустить совместное производство вертолётов Agusta-139. Доля участия в проекте: 40% – наши, 60% – итальянцы. Но главное здесь то, что при такой схеме эти машины будут собираться в России, в Люберцах. А значит, закупка деталей и вертолётов, а также обслуживание будут обходиться значительно дешевле.

В этой ситуации главное – понять, чего мы хотим. Либо поддерживаем отечественного производителя и думаем в стратегическом плане, либо решаем сиюминутную задачу и закупаем престижные вертолёты. А что тогда будут делать наши заводы? Конечно, если рассматривать ситуацию в плане спасения человеческих жизней – мы не должны поднимать вопрос экономии бюджета. Это кощунство. Но не поддержать российские марки – тоже не лучшее решение. Хороший пример: на международные саммиты лидеры стран подъезжают на «мерседесах». Один, второй, третий… А американский представитель приезжает на «шевроле». Может, машина и не лучше. Зато всему миру говорят, что поддерживаем только своих.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram