Аргументы Недели → Город М № 26(318) от 12.07.2012

Законная гордость

Москва может стать 30-миллионным мегаполисом без рабочих мест

, 18:55

Цеха большинства высокотехнологичных предприятий Москвы нынче заняты не станками – в них разместились офисы и магазины. Лишь немногие пытаются сохранить производство, и только единицы вкладывают деньги, чтобы его развивать. Одно из таких предприятий – Тушинский машиностроительный завод, когда-то делавший «Буран», а теперь меняющий специализацию на автобусы, эскалаторы и трамваи…

Это трудно понять

Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) недавно отметил 80-летие. Законная гордость за боевые и пассажирские самолёты, за космический челнок «Буран», увы, относится к прошлому завода. Планы его развития гораздо ближе к земле и связаны теперь прежде всего с потребностями нашего мегаполиса: автобусы, трамваи, эскалаторы для метро, автоматизированные автостоянки.

 

Казалось бы, это логически вытекает из того, что владелец завода – правительство Москвы. Однако хозяин редко обращает внимание на принадлежащее ему предприятие. Маленький штрих: на 80‑летии ТМЗ не было ни одного высокопоставленного чиновника. Обидели они тогда и ветеранов, и молодых рабочих этого московского предприятия. Они, правда, очень ждали.

В прошлом году мэр на ТМЗ заезжал. Тогда здесь выполняли большой городской заказ на досборку и подготовку автобусов ЛИАЗ. Собрали больше двух тысяч штук, работали в три смены. Успели в срок, и возвратов не было. Собянин тогда хвалил коллектив. Обещал всяческую помощь.

«Хотелось бы верить,– говорит Александр Наумов, первый заместитель гендиректора, технический директор ТМЗ, – что имея в своём распоряжении нормально работающее предприятие, которое умеет делать хорошие, нужные городу вещи, столичное правительство поможет ему заказами...»

Пятьдесят на пятьдесят

ТМЗ сейчас не загружен, так, как должен, и так, как мог бы. Вырученные от прошлогоднего «автобусного» заказа деньги здесь не проели, а вложили в новые высокотехнологичные станки, которые сейчас, увы, тоже простаивают. «Мы три дня трудимся, два дня дома, – рассказывает Борис Федин, замначальника производства. – И не потому, что работать не хотим. Просто для такого производства, как наше, брать маленькие заказы нерентабельно, а большие заказы только государство даёт. Но о нас оно совсем не беспокоится. Хотя бы 50% заказов было от правительства! Остальное мы готовы найти сами».

О самостоятельном поиске заказов говорил и Собянин во время своего прошлогоднего визита на завод. Поставил, так сказать, задачу. На ТМЗ подумали и сферу применения для своих мощностей нашли, причём опять же на благо родного города, – эскалаторы для метро.

Грандиозные планы строительства новых станций метрополитена в Москве скоро неизбежно упрутся в дефицит эскалаторов – по прогнозам главы Московского метрополитена Ивана Беседина, уже в 2013 году. Поставщик оборудования для столичной подземки ЗАО «Элэс» с такими темпами не справляется, эскалаторов уже не хватает, а старые изношены донельзя. Причём требуются не лёгкие движущиеся лесенки, какие используются в метро всего мира, а тяжёлые машины длиной по 40–60 метров: метро в Москве – глубокого заложения.

«Существующая программа строительства на ближайшее время – порядка 150 км новых линий метрополитена. Учитывая, что перегон между станциями должен быть не более 4 км, то их будет около сорока, – подсчитывает Александр Наумов. – На станции с одним выходом нужно четыре эскалатора, с двумя – восемь. Наш завод, если правильно подготовить производство, сможет делать по 60 эскалаторов в год. Это на самом деле очень много – но это реально».

Не так давно сюда приезжал вице-мэр Москвы по строительству Марат Хуснуллин, провёл выездное совещание, очень конструктивное. В числе главных поднимался и вопрос об эскалаторах. Вице-мэр счёл, что ТМЗ – достаточно высокотехнологичное предприятие, чтобы производить такое оборудование, и идею одобрил. Правда, пока только на словах. «Проблема вот в чём: любое производство требует подготовки. По профессиональным навыкам рабочих, составу оборудования мы можем это делать, но нужна финансовая подпитка, – объясняет Александр Наумов. – Мы разработали программу развития предприятия, специально нацеленную на производство эскалаторов. Посчитали, сколько денег понадобится, поэтапно. Мы чётко знаем, что нам нужно, знаем, когда и сколько мы сможем выпустить». Уже в этом году завод готовится сделать девять эскалаторов при соответствующей финансовой помощи правительства Москвы.

Эй, начальник!

...А ещё на ТМЗ мечтают обеспечить столицу современными скоростными трамваями. Тушинский машиностроительный в состоянии заниматься их сборкой и техническим обслуживанием. Но для развёртывания производства опять-таки нужны инвестиции. Чтобы наладить выпуск новых трамваев, необходимо построить новый корпус, подъездные пути...

ТМЗ создавался как завод авиационный. А строительство, например, эскалаторов – это уже тяжёлое машиностроение. Перевод предприятия в другую отрасль – это и подготовка цехов, и замена подъёмно-транспортных устройств, и замена оборудования, и переучивание работников. Такая серьёзная большая работа должна делаться при помощи хозяина предприятия.

Однако владелец, правительство Москвы, к обязанностям своим относится прохладно, и завод своими силами, как может, пытается войти в рынок механообработки. «Без лишней скромности скажу, что заказы начали поступать, – делится Александр Наумов. – Причём как ни странно, от оборонки. С другой стороны, ничего странного: объёмы оборонных заказов растут, а выполнять их зачастую некому, промышленность развалена, мало кому удалось сохранить производство, особенно в Московском регионе. С таким подходом, думаю, что Москва скоро будет 30-миллионным мегаполисом без рабочих мест».

На ТМЗ сейчас трудятся около 1050 рабочих. Их зарплата – от 40 до 60 тыс. рублей, и квалификация достаточно высока. Они – жители Москвы и Подмосковья. Если предприятие пойдёт по общему, лёгкому, пути и сдаст свои площади под офисы, эти люди окажутся на улице. Устроиться по профессии им будет негде, а в дворники они не пойдут, да и заняты уже эти места. От правительства Москвы им нужны не пособия по безработице, а возможность трудиться и производить нужную городу технику.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram