Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 25(317) от 05.07.2012

Нужен мэр, чтобы не крал

Прямые выборы градоначальника обойдутся казне в сотни миллионов рублей

, 19:20 , Обозреватель отдела Общество

Возвращение прямых губернаторских выборов в России для Москвы означает прямое избрание мэра. При этом сделано всё возможное, чтобы представитель оппозиционной партии или самовыдвиженец не смог стать не то что столичным мэром – но даже кандидатом на эту должность.

История выборов мэра в Москве короткая. Первым мэром в 1991 г. стал Гавриил Попов. Через год он ушёл в отставку. Его сменил вице-мэр – Юрий Лужков. В 1996-м, 1999-м и 2003 гг. Юрия Михайловича переизбирали. А в 2006 г. выборы региональных глав были отменены. Точнее, они стали непрямыми. Вот и председатель ЦИК Владимир Чуров настаивает на том, что формулировка «отмена выборов» некорректна. «Глава региона избирается региональным парламентом, который в свою очередь избран гражданами», – напоминает он.

В 2009-м Дм. Медведев говорил, что прямые выборы губернаторов в России невозможны в ближайшие сто лет. Более того, первый конфликт между Медведевым и Лужковым возник именно вокруг этой темы. Храбрый градоначальник заявил, что главы регионов должны избираться народом, а Медведев ответил, что недовольные могут уйти в отставку. Так, кулуарно, Лужков сообщил Кремлю о своей готовности это сделать. Его попросили остаться… чтобы потом уволить с формулировкой об утрате доверия.

К избранию мэра народом волей-неволей пришлось возвращаться. «Очевидно, что для властей возвращение к выборам – это вынужденная мера. Таким образом они пытаются снизить градус социального раздражения,– уверен Андрей Клычков, руководитель фракции КПРФ в Московской городской думе. – Однако предусмотренная федеральным законом о выборах губернаторов система фильтров только подтверждает, что ни о какой реальной демократизации речи не идёт. Выборы станут прямыми лишь юридически, а не фактически, потому что преодолеть фильтры будет очень сложно».

Некоторые видят в системе фильтров и коррупционную составляющую. По сути, муниципальным депутатам дана возможность выражать поддержку кому-либо из кандидатов – а кому-то отказывать. Кандидатам, имеющим богатые финансовые или административные ресурсы, это позволит оказывать давление на депутатов.

Фильтруй базар

Федеральный закон требует, чтобы кандидат собрал подписи от 6 до 10 депутатов в 3/4 муниципальных образований. Этот, муниципальный, фильтр практически исключает выдвижение кандидата от какой-либо другой партии кроме «Единой России». Всего 30% депутатов муниципальных собраний не из ЕР. Чуть более 13% – КПРФ, 8 – «Справедливая Россия», 2 с небольшим процента – «Яблоко» и часть беспартийных.

Кроме того, собрать подписи в трёх четвёртых муниципальных собраний будет технологически сложно даже для такой хорошо организованной партии, как КПРФ. В Москве, в прежних её границах, – 1560 муниципальных депутатов, а с 1 июля с учётом новых территорий – 1800. Соответственно, необходимо получить подписи 108 из них. Для КПРФ и «Справедливой России» это хоть и трудно, но реально. Для других оппозиционеров – сомнительно. Власть хорошо обезопасилась: депутат имеет право поддержать только одного кандидата, а с поисками общего кандидата у оппозиции проблемы.

Для самовыдвиженцев же фильтры практически закрывают дорогу к должности мэра. Так как им понадобятся также подписи 1% избирателей. В многомиллионной Москве это – сотни тысяч человек. Если же каким-то чудом это удастся, у власти остаётся ещё топорный инструмент: просто объявить собранные подписи недействительными. Так это было в последнюю президентскую кампанию. На самых популярных кандидатов такой сценарий вряд ли распространится, а на других – легко.

И в то же время Москва оказалась единственным регионом России, где сделали лучшее из худшего, предложенного федеральным законом. В «вилке» от 6 до 10% необходимых подписей столица остановилась на нижнем пороге. Как ни странно, призывы оппозиционных партий сделать порог минимальным, на удивление, поддержал Сергей Собянин.

Таким образом, в столице у оппозиции больше всего шансов пройти фильтры: здесь самый высокий процент оппозиционных муниципальных депутатов. В городе даже есть несколько муниципалитетов, где оппоненты власти взяли большинство. Например, Пресненское муниципальное собрание. Оно прославилось тем, что попыталось легализовать оппозиционный лагерь «Оккупай» на Баррикадной.

«При всех оговорках шансы оппозиции, в том числе КПРФ, с принятием нового закона всё же возрастают, – считает депутат Госдумы от КПРФ Олег Куликов. – По старым правилам для взятия власти в Москве необходимо было выиграть выборы в Мосгордуму, а нам это не по силам. Потому что половина Мосгордумы избирается по одномандатным округам, а избирательный фонд одномандатника в Москве составляет 20 миллионов рублей. Округов – 22. У нас нет 440 миллионов. Причём я озвучиваю только официальные цифры – на деле тратится втрое больше».

Кто дешевле обойдётся

Есть мнение, что прямые мэрские выборы для кандидата проще – поскольку они дешевле – чем непрямые. Избирательный фонд кандидата в мэры якобы составляет 200 млн. рублей. Совсем другие подсчёты у депутата ГД Евгения Фёдорова. «Поверьте, прямые выборы обходятся избирателям намного дороже, – говорит он. – Представьте себе объёмы финансирования столичной избирательной комиссии – это очень, очень большие деньги! Я уже не говорю об агитации: о всевозможных роликах и всякой иной похвальбе дюжины кандидатов. По моим подсчётам, такая система выборов градоначальника для кандидатов и бизнеса будет стоить около миллиарда долларов! А для бюджета – несколько сотен миллионов рублей. Причём в первую очередь для городского бюджета. Другое дело – сегодняшняя схема, где затраты уже погружены в зарплаты нынешних чиновников. Но дело не только в деньгах. Я хорошо знаю, с какими нарушениями проходят прямые выборы глав некоторых регионов в России, поэтому я не сторонник такой модели избрания губернаторов».

Помимо выборов градоначальника корректировке подверглась также процедура выборов Мосгордумы. Теперь в соответствии с федеральным законом, депутатов будет не 35, а 45. Оппозиция, однако, настаивает: 45 депутатов для Москвы – слишком мало. В Республике Тыва на 400 тыс. жителей приходится 162 народных избранника, а в многомиллионной Москве – в четыре раза меньше. «Для нормальной работы московского парламента необходимо минимум 70 депутатов, – уверен С. Митрохин. – Контраргументы о том, что это дорого, не выдерживают критики. Пусть сократят социальный пакет депутата. Содержание одного столичного парламентария обходится примерно в полмиллиона рублей в месяц».

Битва за Москву

Столичный мэр де-факто – третий человек в стране. «Победив в Москве, оппозиция очень скоро возьмёт власть в России. Путин это понимает», – комментирует лидер «Яблока» Сергей Митрохин. – Мы, конечно, будем пытаться пройти фильтры. Но власть может использовать отработанный вариант – подставного кандидата. Например, Михаила Прохорова. Победив, он будет руководить городом в интересах властей, чтобы не потерять свои миллиарды». В целом надежды москвичей относительно нового градоначальника лучше всех выразила, пожалуй, правозащитница Людмила Алексеева: «Давайте поднатужимся и выберем мэра, чтобы не крал!»

На президентских выборах Прохоров занял в Москве второе место (20,5%), а третье – Геннадий Зюганов (19%). Выиграть столичные выборы коммунистам нелегко, хотя в городе велик протестный электорат. Но он зачастую далёк от их идеологии. В КПРФ это понимают, а потому не исключают возможность союза с другими силами.

«Из оппозиции хорошие шансы на победу имеет левопатриотический лагерь, – говорит О. Куликов. – У нас сложные отношения со «Справедливой Россией». Первичные организации не доверяют ей. В Госдуме эсеры ведут себя оппозиционно, но региональные отделения СР нередко являются филиалом ЕР и поддерживают единороссов. Между тем время для налаживания диалога у нас есть, и мы обречены на этот диалог.

Надо бросить все силы на эту кампанию – позиции власти в Москве зашатались. Её опора – бюджетники и пенсионеры, хотя новое поколение пенсионеров ЕдРу уже не верит».

Не факт, кстати, что кандидат власти пойдёт на выборы под флагом «Единой России». Такая тактика применялась в Москве на мартовских муниципальных выборах. Они скрывали, что баллотируются от ЕР. «Это не обман. Политик имеет право на такую тактику, – комментирует депутат Мосгордумы Антон Палеев. – Кстати, неизвестно, как будут себя вести эти единороссы в муниципальных советах. Вдруг они поддержат оппозиционного кандидата в мэры».

Уже сейчас ясно, что битва за Москву будет нешуточной. Число наблюдателей окажется рекордным. Любителям горячей политики остаётся сожалеть, что случится всё это ещё не скоро.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram