Сегодня в жилых домах нашего города работает около 96 тыс. лифтов – и совсем старых, и самых современных. В текущем году в Москве должны обновить чуть более 5 тыс. подъёмных устройств. Темпы невысокие. Учитывая, что с начала 2012 г. поменяли всего несколько кабин 1959 года выпуска. Это ещё что, в прошлом специальные службы наконец демонтировали образцы 1936 года.
Слабо утешает тот факт, что ситуация в лифтовой отрасли столицы всё же лучше, чем в регионах. Невысокие темпы замены городского оборудования приводят к тому, что люди нередко пользуются устройствами с полувековой историей. Частые их поломки раздражают жителей. Они понимают, что безопасность передвижения на лифте им не гарантирована. Поэтому предпочитают подниматься и спускаться пешком.
«На данный момент в нашем законодательстве существует большой пробел по части эксплуатации лифтов, – говорит Алексей Захаров, генеральный директор АДС СО «Лифтсервис». – На государственном уровне нет нормативных документов, которые регламентировали бы этот процесс». Существует лишь Технический регламент безопасности лифтов. «Федеральный закон, касающийся всего этого хозяйства, мы с повестки дня не снимаем», – заверяет депутат Госдумы Константин Ширшов. Однако даже приблизительные сроки его утверждения сегодня неизвестны.
Напомним, что раньше в лифтовой отрасли существовало госрегулирование, полагалась полноценная экспертиза безопасности шахт, электрооборудования, лифтовых кабин. Сегодня, увы, проводится лишь оценка соответствия кабин органами сертификации и испытательной лабораторией. По словам первого вице-президента Национального лифтового союза Виктора Тишина, около 10 ведомств так или иначе занимается лифтами, но не один чиновник не курирует их. Лифтовики отчасти относятся и к сфере ЖКХ, и к строительной отрасли. Монтажные работы здесь в ведении строителей. Эксплуатация и обслуживание – у жилищно-коммунального комплекса. Независимая оценка соответствия – в Росстандарте.
Эксперты считают, что важнейшая задача сегодня – это приведение всех работ по лифтам к единому знаменателю, создание «замкнутого цикла жизни лифта». Что это значит? Пока никто не знает.
От случая к случаю
Замена лифта в современном многоэтажном доме стоит в среднем от 1,3 до 1,6 млн. рублей. В 2012 г. из московского бюджета на обновление подъёмных устройств выделено почти 8 млрд. рублей. Как сообщил «АН» Михаил
Ломоносов, начальник управления по лифтовому хозяйству Государственного казённого учреждения Управления капитального ремонта и строительства г. Москвы, в этом году лифты поступают в столичные дома с двух местных заводов: Карачаровского и Щербинского. Небольшая часть поставляется из Санкт-Петербурга. В последнее время наметилась тенденция к увеличению так называемых сборочных площадок. На них собираются отдельные блоки будущих подъёмных устройств, а порой и целиком весь лифт.
На сегодняшний день практически все предприятия лифтовой отрасли участвуют в электронных аукционах. И, по мнению экспертов, жильцы должны также выбирать модель для своего дома. Иначе есть вероятность получить самый дешёвый образец, выбранный незаинтересованной в его качестве управляющей компанией.
«К сожалению, компания Фонда содействия реформированию ЖКХ, ставила в городе именно те самые дешёвые и самые устаревшие конструкции. Это привело к тому, что 10% лифтов в ближайшее время потребуют модернизации, а возможно, и замены», – сетует Иван Дьяков, вице-президент национального союза лифтовых саморегулируемых организаций. – Сегодня только 50 российских лифтовых заводов не вызывают вопросов. Сотня новоявленных предприятий, а соответственно и их продукция – очень подозрительные».
Даже новый, но самый дешёвый лифт грозит частыми дорогими ремонтами. А собственники соответственно становятся заложниками эксплуатационных служб, занимающихся капремонтами.
По всем нормативам такой подъёмный механизм должен отработать минимум 25 лет, а служит он в среднем – 30–32 года. По словам Алексея Захарова, важно также, чтобы он ремонтировался не от поломки к поломке. Так как в этом случае увеличивается время простоя, а это влечёт за собой постоянные отказы в работе. Необходимо использовать методы плановых ремонтов. К сожалению, пока подобным подходом в столице пользуются единицы.
А поговорить?!
С каждым годом конструкции и дизайн кабин становятся всё более удобными. Так, для комфорта в них устанавливают новые зеркала и поручни. Для слабовидящих пассажиров кнопки снабжены тактильным рисунком азбукой Брайля. Кроме того, для тех, кто плохо видит, некоторые модели обеспечены функцией звуковых сигналов. Звучат либо особые позывные, либо приятный женский голос называет соответствующий этаж. Например: «Вы находитесь между 20-м и 21-м этажом, наберитесь терпения…»
Для лифтов в домах с большой этажностью устанавливается частотный регулятор, который позволяет плавно выравнивать скорость подъёмного устройства. Благодаря такой функции больших толчков при начале движения и остановки уже не ощущается.
Не менее интересна функция, регулирующая закрытие дверей. Это особо актуально для пассажиров, заходящих в лифт с детскими колясками или домашними питомцами. Специальная инфракрасная защита препятствует их автоматическому закрытию, если между створками лифта находится какой-либо предмет. Собаки и кошки теперь лайкают конструкторам.