Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 21(313) от 07.06.2012

Мэр вошёл в круги Лужкова

, 18:50

Сергей Собянин решил вернуться к идее строительства четвёртого транспортного кольца. Однако москвичи не верят, что, закольцевав столицу в очередной раз и потратив на это около триллиона рублей, власти смогут избавить автомобилистов от бесконечных пробок.

Риск оправдан

В прошлом году мэр столицы отзывался о возведении очередного транспортного кольца, считая его не эффективным и дорогим проектом. Действительно сумма была заявлена астрономическая: более одного триллиона рублей. Такой объём подвергся жёсткой критике со стороны экспертов. По их мнению, озвученная стоимость очевидно завышена.

Председателя совета автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова тоже удивляет масштаб предстоящих трат. Он считает, что столь высокие средства никак не оправдают малую эффективность четвёртого транспортного. Однако в марте 2011 г. столичные власти всё же высказались о намерении завершить строительство магистрали, но уже в новом, изменённом и уменьшенном варианте. По их мнению, ещё одна кольцевая автодорога необходима столице как воздух: с её помощью удастся уменьшить транспортную нагрузку на Третье кольцо и простаивающий в бесконечной пробке МКАД.

Также было заявлено, что коррективы удалось внести и в смету: затраты на строительство вроде бы урезали, снизив вдвое. «Вообще-то сэкономить удастся только на первых этапах строительства. Сумма затрат будет составлять всё же около триллиона рублей», – проясняет ситуацию депутат ГД Евгений Фёдоров.

Основные расходы при возведении четвёртого транспортного кольца лягут на подготовку площадки. Возведение самой магистрали стоит в 10 раз меньше, чем приготовление территории, по которой она будет проходить. «Стоит вспомнить, что кольцевое строительство нигде себя не оправдало», – напоминает о подобных опытах Вячеслав Лысаков. Одним из главных недостатков такой организации автомобильного движения в городе председатель совета автомобилистов называет перепробеги в полтора-два раза и рассказывает, что дорожное строительство в виде сетки намного эффективнее. Подобная система автомобильных дорог существует, например в Америке.

Однако Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, считает, что судить о сетчатых дорогах в современных условиях просто смешно. «Это всего лишь пустые разговоры. Подобную затею будет сложно воплотить в жизнь, ибо это потребует огромных денежных и временных затрат. В частности, понадобятся капитальные сносы, решения вопроса о переселении людей, а сегодня вряд ли кто-то решится на это пойти».

Только без жертв

Михаил Блинкин полагает, что судить о новом кольце пока рано, да и сложно. «Основная часть магистрали будет представлять собой эстакады и тоннели. Также кольцевая автодорога будет проходить по старым московским улицам. Принятое решение уйти под землю тоннелями будет стоить городу дорого. Исходя из этого можно сделать вывод, что без жертв в любом случае не обойтись».

По заявлению властей, магистраль должна быть полностью готова к 2015 году. Однако в это верится с трудом, вспоминая опыт возведения Третьего транспортного кольца. Правда, на сегодняшний день уже действуют, например, вспомогательные участки от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе и часть будущего кольца от Большой Филёвской улицы до проспекта Андропова.

На этот раз, проанализировав собственный опыт, город планирует справиться с задачей строительства значительно быстрее, в первую очередь изменив первоначальный вариант проекта. Основным отличием от того, каким четвёртое кольцо представлял себе бывший мэр Юрий Лужков, является наличие транспортных хорд. Специалисты приняли решение перейти на хордовую систему, в частности, из-за того, что дороги, соединяющие две точки кольца, будут проходить по уже существующим улицам. Следовательно, для их возведения не нужно будет сносить большое количество объектов в столице, как того требовал для воплощения в жизнь изначальный план проекта.

«Наличие хорд, несомненно, облегчит автомобильное движение на столичных дорогах», – уверен депутат ГД Евгений Фёдоров.

На строительство транспортных хорд городские власти возлагают большие надежды: они надеются, что с их помощью в столице многокилометровые пробки всё же сократятся.

Частью Северо-Западной хорды, к созданию которой уже приступили, станет Алабяно-Балтийский тоннель. Он будет служить транспортной развязкой, которая строится в рамках проекта «Большая Ленинградка», и соединять районы «Сокол» и «Аэропорт». Открытие объекта должно состояться совсем скоро, уже в июне-июле этого года. По задумке, Алабяно-Балтийский тоннель сможет на четверть снизить загруженность на Ленинградском и Волоколамском шоссе.

«Большая Ленинградка» – это очень мощный проект. Думаю, после его воплощения в жизнь передвижение на автомобиле по Москве станет действительно не так затруднительно. Полагаю, это может произойти, учитывая даже тот факт, что магистраль будет без светофоров», – оптимистично заявляет экс-депутат МГД Андрей Ковалёв.

На шоссе нет энтузиастов

Один из участков строящегося четвёртого транспортного кольца пройдёт по шоссе Энтузиастов, в двух метрах от жилых домов.

Жильцы, которым не повезло оказаться в эпицентре амбициозной стройки, создали оргкомитет против расширения шоссе Энтузиастов. Правда, строительство там уже идёт полным ходом, несмотря на протесты негодующих жителей, наблюдающих, как несущие стены их домов разрушаются, а зелёные газоны сравниваются с землёй.

Сегодня граждане, создавшие инициативную группу, добиваются от столичных властей, глухих к мольбам населения, прекращения строительства на данном участке или выплаты денежной компенсации за принесённые неудобства.

Депутат ГД Евгений Фёдоров уверяет, что вопрос с проживающими на шоссе Энтузиастов будет решаться. «Мы будем общаться с людьми, разговаривать с жильцами, проживающими в домах, расположенных рядом с магистралью. А потом выберем наиболее приемлемый вариант того, как нам поступить: займёмся отселением людей или придём к иному выходу из положения». Однако механизм переселения плохо прописан в жилищном законодательстве.

Да и, по сути, законодательство как таковое никто не нарушает: право собственности остаётся неприкосновенным. «Квартиру отделяют четыре стены, и эту площадь никто не трогает, а то, что происходит за её пределами, решается исключительно властями Москвы. Людям никто не обещал, что они не будут видеть из своих окон оживлённую дорогу, по которой снуют автомобили», – полагает Вероника Панкова, член экспертного совета Гильдии риелторов Москвы.

Квартиры, находящиеся в непосредственной близости к магистрали, сильно подешевеют на рынке недвижимости. «Особенно снизится стоимость квартир, окна которых выходят на шоссе. Постоянный шум и загрязнённый воздух сделают жизнь там просто невыносимой», – заключает Вероника Панкова. Да и желающих приобрести подобное жильё будет немного.

Современный город развивается и растёт как живой организм, и в данном случае проблема жителей шоссе Энтузиастов – это всего лишь проблема отдельно взятой группки людей, до которой городу, по сути, нет дела.

Пользователи Интернета уверены, что очередное кольцо никак не поможет сократить пробки, а столь масштабное строительство – это лишь ещё один способ обогащения столичных чиновников. Люди иронизируют, что с нетерпением ждут строительства и пятого транспортного кольца. Его появление, по их мнению, не заставит себя ждать.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram