Аргументы Недели → Город М № 20(312) от 31.05.2012

В кино - по квоте

, 18:03

В московские кинотеатры вернут отечественное кино по квоте, позабытой с советских времён. Пока наши ленты проигрывают зарубежным по популярности. Может, стоит привлечь столичного зрителя, так сказать, в принудительном порядке. Так или иначе, по распоряжению правительства доля фильмов российского производства в общем объёме проката к 2018 г. должна достигнуть 28 обязательных процентов.

Кино – это и культура, и мощное производство, и большие деньги. Наконец, это и эффективная пропаганда. Об этом наконец вспомнили власти, решив по примеру других государств зафиксировать в прокате долю фильмов своей страны. К концу 2018 г. доля нашего кино составит 28%. И минимальная квота – 24% для российских картин. Некоторые из причастных к прокату и кинематографу считают это справедливым – но далеко не все.

Директор московского кинотеатра «Свобода» Антонина Дорошина идею квоты в целом поддерживает.

– Раньше в СССР тоже была квота. Премию нам давали только при одном условии: если мы показываем 51% советских фильмов. И мы легко с этим справлялись. Да мы бы и сейчас справились! В нашем кинотеатре два раза в месяц работает киноклуб «Ностальгия», где мы бесплатно показываем фильмы: ретро, самые старые, какие только можем найти. Например: «Девушка с характером», «Два бойца», «Без вины виноватые», «Лёгкая жизнь»... В зале у нас 800 мест. Так вот в дни клуба зрителей в зале больше половины. Пожилые люди идут и в дождь, и в пургу, и в слякоть.

А на современные отечественные фильмы люди идут?

– На фильмы Никиты Михалкова шло много народу, на «9 роту» Фёдора Бондарчука залы были полны. А из последних очень хорошо прошли «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Ёлки-2», «Август восьмого» и «Жила-была одна баба». Русские мультфильмы всегда идут с огромным успехом. Например, «Иван Царевич и серый волк» собрал неплохую кассу.

Люди идут в кино на хороший репертуар, и неважно, западное это кино или наше. Вот у нас сейчас в прокате боевик «Ворон». Так немногие до конца высиживают. Москвичам сейчас хочется не крови и насилия, а комедий, лёгких мелодрам. А таких фильмов мало – всё боевики-стрелялки. Детского кино тоже мало, и в результате мы теряем зрителей-детей. Ну а люди старшего возраста не ходят из-за высоких цен на билеты.

Нужна финансовая поддержка федеральных и столичных властей. И не только по ценам на билеты. Вот наш кинотеатр – бюджетный. Поэтому нет долби, нет цифры и мягких кресел. Реконструкция нам необходима как воздух. Мы стоим в очереди на неё уже 10 лет. Из-за отсутствия техники и комфорта нам достаются фильмы после двух-трёх недель проката. Кассу сделать трудно, тем более что цены на билеты в государственных кинотеатрах и так невысоки: от 50 (на сеанс в 14 ч.) до 120 рублей (на сеанс в 20 ч.). При таких ценах зритель на отечественное кино пойдёт. Тем более что мы, как патриоты, не будем задвигать его на утренние сеансы, а поставим в лучшее время…

Аргументы популярности

Во Франции доля своего кино достигает 43%, в Италии – 21, в Великобритании и Австрии – 16%. В прокате многих стран есть место только кинематографу своей собственной страны и голливудскому кино. В Китае смотрят китайское кино и американское. В Индии – индийское и американское. В Германии – немецкое и американское.

В России же отечественные фильмы уступают по популярности не только продукции Голливуда. Даже здесь, дома, они занимают скромное место в ряду прочих национальных кинематографов.

Ориентация проката

Лариса Преториус, председатель Совета директоров московских кинотеатров для детей и юношества, директор Московского кинотеатра для детей и юношества «Салют», уверена, что введения квоты недостаточно для популяризации отечественного кино. «Судьбой российских фильмов должна заниматься мощная прокатная государственная компания, которая ориентирована на российский продукт и будет чётко диктовать свои условия, чтобы изменить весь цикл кинопроизводства, и в первую очередь – рекламу.

Вот, например, дистрибьюторы голливудских мейджоров требуют от наших сетей и кинотеатров самой лучшей экранной росписи. Блокбастеры занимают все сеансы и тем самым ограничивают выбор нашего зрителя. Кроме того, у них мощная рекламная поддержка с соответствующим бюджетом. У нас тоже есть прекрасные фильмы, но без рекламы они проваливаются. Вот, например, фильм «Реальная сказка» с Сергеем Безруковым. Работа хорошая. Но где прокат? Практически нет наших фильмов, что удерживались бы в репертуаре по 2–3 недели. Вот на наши полнометражные анимационные фильмы зрители идут активно, обычно всей семьёй.

Увы, сегодняшние школьники приучены к другой стилистке. На наших детских кинофестивалях «Сказка», «Орлёнок» мы показываем новые российские фильмы, но видят их не все. Мы, конечно, стараемся привлекать зрителей: иногда раздаём билеты в кино в бюджетных организациях. Но надо понимать: сейчас основная прибыль кинотеатров – не от попкорна, а от продажи билетов на фильмы 3D, потому что это аттракцион. В наше время верх берут технологии».

– Я, как отечественный производитель, полностью за квотирование, – говорит кинорежиссёр и актёр Александр Стриженов. Он подчёркивает, что мировой опыт уже доказал эффективность квот для своего кино. Например, французам квоты не повредили. Этот закон вывел Францию в число лидеров среди европейских стран. Согласитесь, что французское кино мы знаем намного лучше, чем испанское, шведское или норвежское.

Антон Сиренко, генеральный директор Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing, одного из самых крупных дистрибьюторов страны, призывает разрабатывать и принимать закон о квотах, но с осторожностью.

Потому что последствия могут оказаться и позитивными, и катастрофичными. Вплоть до обрушения всего кинорынка.

Культура хождения в кинотеатр у нас только возрождается. И американские блокбастеры, как ни странно, играют в этом положительную роль. Думаю, квоты могут негативно сказаться и на отечественном кино, ведь наше производство неразрывно связано с развивающимся кинобизнесом, важной частью которого является кинопоказ. Между прочим, почти 30% наших сборов в 2011 году – это русское кино. Из десяти успешных отечественных фильмов прошлого года три мы активно продвигали. Нам важно развитие рынка. Количество зрителей. Чем меньше людей придёт в кино, тем меньше будут и доходы, – чьего бы производства ни были фильмы.

Зрительский потенциал

Кино с хорошим зрительским потенциалом, в том числе и российское, – кинотеатры сами с руками отрывают у прокатчиков. А на плохое кино никакими квотами зрителя не заманишь.

Елена Мирончик, директор по кинопрокату компании «Каравелла-DDС» (группа компаний «Кармен»), думает, что квотирование по предложенной схеме – вредная и даже опасная идея.

– А что если пустые кинотеатры через пару месяцев начнут разоряться и закрываться? Поможет это российскому кино? Почему государство не решает вопрос с телевизионной судьбой российского арт-кино, за которое оно так радеет в кинотеатрах? Почему на государственном канале «Культура» вы не найдёте ни одного нового российского фильма? Получается, что единственное место, где его можно увидеть, – это «Закрытый показ» на Первом?

Может, вместо того чтобы любить отечественное кино за чужие деньги, государство отработает механизмы поддержки продюсеров в реализации всех видов прав. А не только в частных кинотеатрах. Ещё один вопрос, который хочется задать нашим министрам: сколько миллионов теряет отечественное кино на пиратстве? Видимо, проще давить кинотеатры, а не бороться с пиратами.

Без прибыли кинотеатр не выживет. И дело здесь не в пресловутом попкорне. Прокатная компания «Другое кино», например, специализируется на сложном киноматериале. Этот проект существует уже 12 лет – без всякой поддержки государства! Все эти годы мы прокатываем серьёзные, умные картины в коммерческих кинотеатрах. Так мы приучаем своего зрителя к просмотру материала, требующего интеллектуальных и эмоциональных затрат.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram