В апреле Мосгордума сразу в трёх чтениях приняла поправки в Градостроительный кодекс Москвы и в городской закон «О защите зелёных насаждений». Несмотря на серьёзные возражения коммунистической оппозиции и общественности теперь детсады и школы в столице разрешено строить на особо охраняемых природных территориях. Кроме того, земельные участки, занятые гаражами, выводятся из состава охраняемых.
Поправки, внесённые мэром Москвы, были приняты поспешно. Законопроект поступил в Мосгордуму 4 апреля. Через два дня его при закрытых дверях рассмотрела комиссия по перспективному развитию и градостроительству. И уже 11 апреля документ был утверждён Мосгордумой.
Теперь экологи бьют тревогу: эти поправки могут привести к потере части зелёных территорий города. «Считаю, что это ещё один шаг к ущемлению права людей на здоровую и благоприятную среду для жизни, – говорит Владимир Поляков, заместитель председателя российского экологического движения «Зелёные». – Строительство на особо охраняемых природных территориях – это уничтожение зелёных зон, которых скоро в нашем городе совсем не останется. Любое строительство – это создание также подъездных дорог, коммуникационных сооружений, установка заборов. Все эти действия неизбежно будут связаны с вырубкой деревьев».
Принятые поправки исключают из состава особо охраняемых природных территорий также земельные участки, занятые объектами гаражного назначения. «Нам говорят, что это всё будет происходить в рамках задачи по решению проблем гаражников. Но у меня совершенно чёткое ощущение, что гаражники не получат никаких возможностей, разве что только за деньги», – считает Андрей Клычков, руководитель фракции КПРФ в МГД.
К слову, Прокуратура Москвы дала заключение на проект данного закона. Было выявлено, что в предложенной редакции документ противоречит требованиям федерального законодательства, а также содержит положения, которые могут быть отнесены к коррупциогенным факторам.
Действительно, документ является весьма спорным и неоднозначным. С одной стороны, он предусматривает важные социальные действия – строительство нужных городу сооружений. Любая молодая мать поддержит строительство рядом с домом нового детского сада или школы. С другой стороны, никого из жителей города не спросят, согласны ли они будут с вырубкой части зелёных насаждений.
Важно также, что принятые поправки противоречат целому ряду положений федерального Земельного кодекса РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях». Эксперты отмечают, что подобные противоречия неизбежно будут приводить к правовой коллизии.
«Принятие такого рода поправок даёт довольно много вариантов для тех, кого они коснутся, – говорит депутат Государственной думы Антон Беляков. – В случае возникновения коллизии, принятое решение может быть обжаловано в суде. А очевидные сепаратистские решения, которые идут вразрез с федеральным законодательством, как правило, устраняются. Федеральное законодательство доминирует над региональным, равно как и международные соглашения».
По словам Антона Белякова, коллизии между региональным и федеральным законодательством – это долгая история. Ещё 12 лет назад устранение этих противоречий было одной из задач президента Владимира Путина. За эти годы часть подобных ситуаций в регионах была устранена. «Во многом именно из-за противоречий между территориальным законодательством и федеральным были испорчены отношения центра с главами субъектов, – говорит депутат. – Очень многие губернаторы и президенты автономных республик перестали ими быть именно по этим причинам. Федеральный центр не оценил местные законодательные инициативы, которые воспринимались, как сепаратистские действия. Так что в этой борьбе пострадало довольно много титанов».
Каким образом новый закон отразится на жизни москвичей, покажет время. Очевидно одно – конфликтов экологов и представителей столичной власти миновать будет сложно.