Через пару недель в городе начнётся выдача универсальных электронных карт (УЭК). Столица первой опробует на себе новую разработку. Этот электронный носитель будет содержать: паспортные данные, медкарту, пенсионное страхование и банковские реквизиты. Дополнительно на карточку «вошьют» так называемое транспортное приложение. Проще говоря – электронный проездной билет.
«Универсальную карту москвичи смогут оформить в специальных пунктах выдачи, – рассказывает Юлия Кучкина, пресс-секретарь Федеральной уполномоченной организации «Универсальная электронная карта». – Такие точки могут создаваться в банках – участниках УЭК, в пенсионных фондах и на базе различных социальных организаций. Адреса всех пунктов выдачи будут вывешены на сайте ГУП «Московский социальный регистр». При себе москвичам необходимо будет иметь письменное заявление и свидетельство обязательного пенсионного страхования».
Получение новой карты – процедура не обязательная. Каждый гражданин имеет право от неё отказаться. Обычный паспорт, пенсионное свидетельство и другие документы будут действительны. Загвоздка заключается лишь в том, что с 1 января 2014 г. перестанут действовать альтернативные карты, те, что частично дублируют функции УЭК. Например, социальная карта москвича. Значит, для пенсионеров «необязательная процедура» всё же превращается в добровольно-принудительную.
Вам и карты в руки
Транспортное приложение новой карты, включая льготы, кому они положены, будет действовать в наземном, подземном, железнодорожном и коммерческом транспорте. «Карты для учащихся и пенсионеров будут иметь специальные отметки, – поясняет Юлия Кучкина. – Никаких дополнительных документов носить с собой не придётся».
Вместе с тем непонятна экономическая схема работы этого транспортного приложения. Ведь каждый коммерческий перевозчик имеет собственный тариф. «Одно дело, если транспортное приложение будет работать как «электронный кошелёк», и совсем другое – если в него будет заложено какое-то количество поездок с фиксированным тарифом», – комментирует Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза.
Бесплатный проезд пенсионеров, льготы студентов и школьников также нужно будет учитывать. Государство или московский бюджет должны будут возмещать транспортным компаниям средства для их проезда. Но каким образом это будет происходить, пока неизвестно.
Таким образом, жителям столицы, скорее всего, придётся потратить немало нервов, привыкая к нововведению. «Думаю, что «притирка» этой программы будет идти не меньше года», – прогнозирует Владимир Микеда, сопредседатель московского городского отделения «Деловая Россия».
Билеты из автомата
Наконец-то модернизация коснётся и продаж билетов в метро. Основная её цель – уменьшить очереди у касс. Сейчас «На каждой станции работают, как правило, два окна, и кассиры не справляются с потоком людей, – говорит Светлана Разина, председатель независимого профессионального союза работников ГУП «Московский метрополитен».
На большинстве станций с конца февраля заработают специальные автоматы. С их помощью можно будет приобрести карточки на одну или две поездки. К слову, 80% продаж проездных в метро приходится как раз на такие билеты.
Как сообщили «АН» в пресс-службе Метрополитена, под землёй уже установлено более 700 специальных аппаратов. На данный момент ведётся их опытная эксплуатация. К каждому работающему прибору приставлен специалист. Он внимательно следит, чтобы не было сбоев, и фиксирует недочёты.
Автоматы для продажи билетов установлены на наиболее загруженных станциях и в тех вестибюлях, где есть место для их размещения. Стоимость проездных такая же, как в кассах. Любой русскоязычный гражданин сможет без затруднений приобрести себе билет.
Новый терминал представляет собой синий железный ящик, который оснащён экраном и кнопками. Механические продавцы принимают только наличные, но не больше сторублёвки, а при необходимости выдают сдачу. При этом уже сегодня метрополитен проводит конкурс на изготовление многофункциональных устройств. С их помощью в недалекой перспективе можно будет приобретать билеты на любое количество поездок. Кроме того, они должны будут принимать банковские карты.
Напомним, что в 90-е годы упрощённый аналог таких приборов в метро уже существовал. Тогда в специальных автоматах пассажирам выдавались жетоны для проезда, что позволяло значительно экономить время. Сегодня мы возвращаемся к прежней системе в обновлённом виде.
Другую глобальную проблему московского метро – обилие безбилетников – новые автоматы, конечно, не решат. Одна надежда на высокие турникеты. На некоторых станциях уже установлены створки новой конструкции. Через них перепрыгнуть достаточно сложно.
Аргументы против «зайцев»
Доброта – хуже воровства. Так считает администрация подземки. Очень скоро добросердечные пенсионеры и другие льготники уже не смогут беспрепятственно проводить на станцию своих родственников и знакомых. В марте 2012 г. Департамент социальной защиты населения города Москвы, планирует ввести интервал – 7 минут перед повторным проходом через турникет. Ограничение не коснётся только детей-инвалидов и инвалидов 1-й группы с сопровождающими лицами. Согласно статистике, в январе 2012 г. было изъято 1840 неправомерно использованных карт москвича и 980 социальных карт жителей Московской области. В этом же месяце правоохранительными органами были задержаны 173,9 тысячи безбилетников. После чего в бюджет города поступил 1 миллион 674 тыс. рублей оплаченных штрафов.