В начале 2012 г. власти начали разработку схемы подземного пространства столицы. Но что мешает превратить андеграунд Москвы в отдельный мини-город?
Заройте денежки поглубже
Как недавно заявил глава Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин, власти столицы готовы разместить под землёй магазины шаговой доступности, различные сервисные службы, а также крупные инженерные сооружения. На основе частногосударственного партнёрства подземелья Москвы предложат освоить крупным инвесторам. Идея эта, мягко говоря, сомнительная. «Мне кажется, что проблема такого строительства навязывается нам заинтересованными инвесторами. Не проще ли не закрывать уже имеющиеся магазины шаговой доступности, чем заставлять бабушек спускаться в подземелья? – спрашивает Сергей Гончаров, депутат Московской городской думы. – И кто будет вкладывать деньги в этот проект, если не будет никакой отдачи? А бюджет Москвы точно не потянет эти расходы».
Но найдутся ли вообще какие-то инвесторы, если речь пойдёт не о масштабных проектах? Сейчас мэрия не намерена разрешать строить под землёй большие торговые центры. «Под землю хотят отправить объекты социальной сферы: загнать в постоянно затапливаемые подвалы магазины шаговой доступности, сапожные мастерские и другие объекты малого бизнеса, – говорит адвокат Владимир Жеребёнков. – А почему туда не спустить многочисленные банки, рестораны, которых очень много в центре Москвы? Знаю один дом, где расположены три банка и один ресторан. А магазина для жителей нет. Я считаю, социальной сфере должен быть отдан приоритет».
Единственным успешным опытом размещения под землёй окупившего себя крупного торгового центра является комплекс под Манежной площадью. Лужкова в своё время сильно критиковали за это строительство. Но факт остаётся фактом: торговый центр под Манежкой пользуется большой популярностью. Однако освоить подземное пространство в таких лакомых местах, как Пушкинская площадь и площади у Белорусского и Павелецкого вокзалов, инвесторам от торговли так и не удалось. Это, конечно, к лучшему: там и так от пробок не продохнёшь. Давно доказано: гигантские магазины – главная причина скопления машин и заторов на ближайших улицах.
«Дело в том, что до определённого времени Москва была ограничена пределами МКАД и места для строительства не хватало. Вот тогда и стали возникать идеи «спуститься под землю», – объясняет Инна Святенко, депутат Московской городской думы. – Однако с расширением территории столицы в 2,5 раза актуальность проблемы плотности городской застройки резко снизилась. К тому же нельзя забывать о карстовых пустотах под Москвой и о многочисленных подземных коммуникациях. Поэтому пока всё это больше разговоры, чем реальные проекты».
Надо сказать, что и федеральные власти не слишком приветствуют подобные идеи. Ведь они самым прямым образом затрагивают интересы таких ведомств, как ФСБ и Министерство обороны. А у них в подземном вопросе – сплошные секреты.
Тайны андеграунда
Официально мало что известно о гигантских бомбоубежищах, бункерах спецсвязи и других засекреченных объектах. До сих пор этот подземный параллельный мир составляет государственную и военную тайну. Его называют по-разному. Наиболее распространённое неофициальное название секретных подземелий – Метро-2. Из 500 километров коллекторов современной Москвы 150 считаются секретными. По большей части они находятся в ведении Службы специальных объектов Главного управления специальных программ президента РФ (ГУСП, бывшее 15-е Главное управление КГБ СССР) и Министерства обороны (9-е Центральное управление).
Однако сведения, которые составляют гостайну, похоже, давно не тайна для бывшего «вероятного противника». В 1991 г. министерство обороны США опубликовало отчёт под названием Military forces in transition («Военные силы в переходный период»), несколько страниц которого посвящено секретному правительственному метро в Москве. Там также была приложена схема системы, наложенная на карту города. По сведениям американцев, «советское правительство построило командные посты глубоко под землёй как в Москве, так и за её пределами. Эти объекты связаны сетью специальных глубоких линий метро, которые предоставляют быстрый и безопасный способ эвакуации для лидеров страны. ...Существуют глубокие командные посты на территории Москвы. Один из них находится под Кремлём. Эти объекты предназначены для национального командования во время войны. Они находятся на глубине предположительно 200–300 метров и рассчитаны, по оценкам, на 10 тысяч человек. Специальная линия метро проходит между некоторыми точками Москвы и, возможно, VIP-терминалом во Внуковском аэропорту».
Высшие государственные чиновники России никак не комментировали эту информацию. Фактически первым в 2004 г. стал Владимир Шевченко, бывший в своё время руководителем протокола президентов Горбачёва и Ельцина. Он рассказал: «Сведения о числе подземных коммуникаций сильно преувеличены. При Сталине, который очень боялся покушений на свою жизнь, в самом деле работала одноколейная ветка подземного метро от Кремля до так называемой ближней дачи в Волынском… Сегодня ни дачей, ни веткой метро не пользуются. Кроме того, существовали подземные транспортные коммуникации между Генеральным штабом и несколькими другими правительственными объектами».
Кое-какими сведениями о Метро-2 делился и Михаил Полторанин, вице-премьер и министр в правительстве Бориса Ельцина в начале 1990-х годов: «Это и разветвлённая сеть тоннелей, и запасной командный пункт на случай войны, откуда можно командовать ядерными силами страны. Там может укрыться большое количество людей – это было необходимо для его обслуживания. Знаю, что в Метро-2 есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара».
Дмитрия Гаева в его бытность руководителем «первого» метрополитена часто спрашивали о существовании второго метро. «Я бы удивился, если б такового не существовало», – отвечал он. В одном из интервью он позволил себе высказаться чуть подробнее: «Ходит много разговоров о существовании секретных транспортных тоннелей. Отрицать ничего не буду. Я бы удивился, если бы их не было. Вы спрашиваете: можно ли их использовать для перевозки пассажиров? Решать это не мне, а тем организациям, на чьём балансе находятся эти объекты. Я такой возможности не исключаю».
Главным секретом КГБ, не раскрытым до сих пор, назвал Метро-2 Олег Гордиевский, бывший полковник КГБ СССР, 11 лет работавший на британскую разведку и сбежавший в 1985 г. в Великобританию. «Это огромные города под землёй, целые коммуникации, сеть подобных сооружений. Но вам их не покажут никогда, конечно».
И в самом деле ФСБ, преемница КГБ, не спешит рассекречивать данные о тайных подземных коммуникациях. Один из немногих документов, с которых был снят гриф «Секретно», относится к 1941 году. Это разрешение, полученное НКВД, на строительство «убежища глубокого залегания на 1000 человек с командным пунктом в 350 метрах между строящимся административным домом НКВД СССР и домом №3 (ул. Кирова, г. Москва) с выходом в путевой тоннель метро вблизи станции имени Дзержинского».
Очевидно, что это лишь один из немногих объектов, доставшихся Москве в наследство от советских лет. И не похоже, что скоро настанет время, когда в тайных тоннелях разместятся торговые павильоны, рестораны и прочие общедоступные заведения...