Нацеленное на всеобщую модернизацию московское правительство в ближайшие два года готово потратить более 1 млрд. евро на закупку 682 вагонов метро, таким образом стоимость одного вагона ограничена на данный момент примерно 1,5 млн. евро.
Похоже, в московской подземке скоро можно будет прокатиться на «иномарках». Столичный метрополитен объявил тендер на поставку новых вагонов, а немецкая «Сименс» уже несколько месяцев ведёт целенаправленные переговоры с московским правительством о поставке поездов для нашего метро.
Немцы имеют все шансы тендер выиграть. Они разрабатывают новые модели поездов для многих мировых столиц. К тому же председатель правления компании поставщика Петер Лёшер заявил о намерении инвестировать в модернизацию России 1 миллиард евро. При этом часть обещанных средств достанется железнодорожникам и пойдёт на обновление парка грузовых составов и поездов дальнего следования.
Благодаря такой инвестиционной активности немцы имеют приоритетное право на участие в реконструкции московского метро. Конечно, есть и конкуренты. Канадская компания «Бомбардьё», которая также могла быть заинтересована в поставке вагонов для московского метрополитена. Но она вряд ли сможет пробить все те стены, за которыми уже укрепились предприниматели из Германии.
В случае с изготовлением вагонов для столичного метро одним из вариантов развития может стать создание некоего консорциума немецкой фирмы с производителем вагонов московского метро – Мытищинским машиностроительным заводом. Кстати, и в Варшаве немецкие вагоны скоро придут на смену советским составам «Метровагонмаша», идентичным тем, которые ездят сегодня по московским рельсам.
Удивительно, что в последнее время к некогда полностью засекреченному, стратегическому объекту, коим всегда считалось Московское метро, стали подпускать иностранцев. Южнокорейскую «Хюндай» и, возможно, канадскую «Бомбардьё» Собянин собирается привлечь к строительству новых линий, ведь своими темпами Москва уже просто не справляется.
Вопрос лишь в том, с какой целью проводится тендер, если заранее известно, у какого поставщика метрополитен будет закупать вагоны? Так, ещё осенью тендер на «разработку технических требований на вагоны метрополитена» уже с треском провалился – была подана лишь одна заявка от Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, директором которого некогда был глава метрополитена Иван Беседин.
В итоге метрополитен обошёлся своими силами и объявил тендер на поставку вагонов, технические требования которых должны соответствовать ГОСТам 1996 и 2004 годов.
Аргументы техники
Поезда своих подземок немцы рассчитывают эксплуатировать в среднем в течение 40 лет, но за такой промежуток времени многие технические новшества устаревают. И, чтобы сэкономить на преждевременной замене парка, прагматичные немцы борются с конкретными проблемами, такими как, например, шум. Ещё в 1984 г. инженеры начали разрабатывать «тихие колёса», способные поглощать акустическую энергию, возникающую от трения в поворотах и на подъездах к станциям, превращая её в тепловую. Впоследствии колёса были заменены на всех старых, но ещё не отслуживших свой срок составах. Кроме того, обеспокоенные защитой окружающей среды немцы уже давно уделяют повышенное внимание проблемам энергосбережения. Сегодняшние поезда не только потребляют намного меньше энергии благодаря, например, использованию более лёгких материалов, их электродвигатели способны перенаправлять 20% общего объёма потребляемой энергии обратно в сеть. А более 95% применяемых при сборке подвижного состава материалов может быть повторно использовано после соответствующей переработки.
Зарубежный опыт
Немецкая столица может похвастаться сверхсовременным и в то же время одним из старейших в Европе метрополитеном, которому в 2012 г. исполнится 110 лет. Линии подземки протяжённостью 146 километров соединяют 173 станции и являются частью сложной системы железнодорожного городского транспорта. В то время как в Москве общая протяжённость линий метро достигла уже 305 км, притом, что станций всего 185.
В берлинском метро эксплуатируется более 10 видов поездов, которые отличаются друг от друга и техническими характеристиками, и дизайном, и годом выпуска, и не все они произведены в Германии. Так, например, самые современные составы берлинской подземки выпущены канадской «Бомбардьё».